О работе по привлечению детей к чтению

Предлагаем полое раскрытие темы: "о работе по привлечению детей к чтению" с самым детальным описанием.

Советы родителям по привлечению детей к чтению
книга (старшая группа) по теме

1.Советы родителям по привлечению детей к чтению

2.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вложение Размер
sovet.docx 801.07 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по привлечению детей к чтению

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.

Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг для ребенка. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.).

В доме должна быть детская библиотека.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Чаще спрашивайте о том, что дети читают и каково их мнение об этой книге.

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые мамы и папы!

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал?

Учтите эти добрые советы и пожелания и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребёнка.

5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребёнка от книг, предназначенных не для его возраста.

7. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.

8. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

9. Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

10. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений..

11. Попытайтесь вместе с ребёнком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

12.. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы.

Памятка родителям:какую книгу выбрать для чтения ребёнку;как пользоваться книгой.

Когда и как начинать приучать ребенка читать книги и развивать грамотность речи? Любовь к чтению начинается еще в утробе матери! Некоторые родители начинают читать своим детям во время третьего месяца.

Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга.

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы&raquo.

Советы родителям по привлечению детей к чтению. Буклет для родителей.

Тема: «Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения»

Название Тема: «Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения»
Дата публикации 11.04.2013
Размер 26.95 Kb.
Тип Документы

odtdocs.ru > Информатика > Документы

МБОУ Первомайская СОШ

Тема: «Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения».

Библиотекарь Пфайфер М.Н.
Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека.

Главная цель работы библиотеки: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Научиться быстро, реагировать на изменения, критически мыслить искать и перерабатывать необходимую информацию. Если не будет библиотек, то не будет культуры.

Школьная библиотека должна не только осуществлять библиотечное обслуживание своих читателей, но и решать стоящие перед образованием стратегические задачи:

  • возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надежным средством сохранения культуры;
  • организация информационной поддержки всего образовательного процесса;
  • использование библиотечных технологий и опыта дополнительного образования в реализации инновационных целей образования

В течении учебного года библиотека осуществляет информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов. В библиотеке действует стенд « Уголок книголюба», который играет большую роль в информировании читателей о деятельности библиотеки, знакомстве с книжными новинками, предлагает рекомендательные списки для чтения разной тематики.

Для успешного обеспечения учебного процесса, в помощь учащимся представлена литература по краеведению « Люби и знай родной край». Значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг в библиотеке, повысилось их качество на основе использования оргтехники:(проектор, компьютер, экран). Оформлена выставка-презентация « Алтайский край-родина героев». Библиотека также пополнилась новинками художественной литературы в количестве 56 экземпляров, что позволило максимально удовлетворить запрос младших читателей нашей библиотеки. С целью популярности детской книги проведены беседы по произведениям Г.Х. Андерсена, Н.И. Сладкова — 3 класс.

«Пятиминутки чтения» на уроках 2 – 4 классах. Ребятам в течении пяти минут просто читаются интересные отрывки из книг детских писателей ( Носова, Пришвина,и др.) после таких пятиминуток ребята бегут в библиотеку за книгами.

Ежегодно в библиотеке проводятся следующие праздники:

«Посвящение в читатели» для первоклассников, на котором они становятся полноправными читателями.

Привлечение к чтению с помощью информационных технологий

“Чтение – только начало.
Творчество жизни – вот цель!”
Н.А.Рубакин

С каждым годом программы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение школьных библиотек. Они становятся центрами информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а их сотрудники – партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша школьная библиотека МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь общеобразовательному процессу школы. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, не могла не затронуть систему народного образования. Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой – сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу к его изучению. Чаще всего младшие школьники видят компьютер как интеллектуальную игрушку, а старшие учащиеся мало уделяют времени работе за компьютером в связи с загруженностью другим предметами.

Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению учащихся с применением информационных технологий на разных ступенях образования.

Библиотека провела социологическое исследование “Читатель ХХI века”, чтобы ответить на вопрос: что и сколько читают сегодняшние школьники? Выяснилось, что ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. У старшеклассников же остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают “Glamour”, “Cosmopolitan”, “Хакер”, издания пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая.

Анализируя анкетные данные, дневник читательских интересов, наша библиотека поставила перед собой следующие задачи:

  • учить читать,
  • воспитывать творческого читателя,
  • привлекать к чтению подрастающее поколение,
  • формировать у читателей отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,
  • а также отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры, как к образовательному центру, воспитательному центру.

Медиатека является информационным центром для учителей и учащихся школы. Читальный зал школьной библиотеки расширяет свои функции от обычного места хранения и выдачи книг до места эффективной работы с информацией на различных носителях. Учителям предлагаем для использования на уроках те видео-, аудио- и мультимедийные издания, которые имеются в школьной медиатеке. В читальном зале есть компьютерная зона, 3 компьютера для читателей, сканер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, ксерокс, музыкальный центр. Предполагается компьютерная сеть и вход в Интернет.

Создан медиафонд, который насчитывает 661 документов на нетрадиционных носителях информации, создана картотека.

Библиотека постоянно информирует педагогический состав, учащихся о новых поступлениях медиаресурсов (информационный бюллетень, буклеты), в помощь учебно-воспитательному процессу выпускает рекомендательные списки к тематическим классным часам, знаменательным датам, к предметным неделям, к месячнику патриотического воспитания “Дерзайте Отчизну мужеством прославить”, к месячнику по здоровому образу жизни, к месячнику “Школа безопасности”, к месячнику по экологии “Боль земли родной”.

Приложение 1. Буклет “Книги-юбиляры 2008 года”

В читальном зале создан электронный дневник читательских интересов, где учащиеся печатают отзывы о прочитанных книгах, журналах. Дети сами рекомендуют прочитать какую-то книгу своим сверстникам. Они с удовольствием заполняют дневник на компьютере.

Приложение 2. Макет электронного читательского дневника.

Выполняя поставленную задачу – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение, наша библиотека проводит на базе читального зала библиотечные уроки, познавательные часы: “Спорт, здоровье, настроение”, “С любовью к братьям меньшим”, “Слава тебе, солдат”, “Космос вчера, сегодня, завтра”, “Наша безопасность в наших руках”, “Они сражались за Родину”. После проведения тематических видео-обзоров учащиеся начальной школы закрепляют полученную информацию рисунками.

Приложение 3. Слайд-шоу “Что принес нам почтальон”

А также библиотека проводит мероприятия по творчеству отдельных писателей и их произведений: слайд-шоу “Волшебная скрипка поэта” по жизни и творчеству поэта Н.С.Гумилева; литературное путешествие по произведениям С.Я.Маршака “Город, который построил Маршак”.

В Год русского языка школьная библиотека в целях привлечения к чтению учащихся провела устный журнал-альманах, посвященный жизни и творчеству В.И.Даля. Мероприятие подготовили совместно с кружком “Компьютерная графика и анимация”.

В школьной библиотеке дети получили домашнее задание – написать сочинения по пословицам. В ходе мероприятия учащиеся читали свои сочинения, обсуждали смысл пословиц, высказывали свои мнения. В библиотеке была организована книжная выставка “Великий собиратель слов” по следующим разделам: “Писатель, ученый, творец”, “С книгой через века”. На книжной выставке кроме книг о В.И.Дале и его книг, представлены сочинения учащихся в разделе “Сочини сказку по пословице”. Библиотекарь провела обзор по этой выставке. Ребята были ознакомлены с произведениями В.И.Даля ещё и с помощью электронной выставки. Устный журнал-альманах проводился в музыкальном сопровождении, что усиливало восприятие информации, внимание и интерес. Оформление зала “переносило” всех участников в 19 век.

В конце мероприятия библиотека провела анкетирование. По анкетным данным мероприятие вызвало у ребят большой интерес. Получило положительную оценку, понравилось детям. Информация была усвоена учащимися. На вопрос “Что интересного, нового Вы узнали?” ребята ответили: “Я узнала много о Дале”, “Даль создал словарь”, “Я узнала о произведениях Даля”, “Даль был и хирургом, и писателем, и военным”, “Я узнал, что Пушкин А.С. помог Далю в создании словаря”, “Пословицы взяты из жизни народа”…и т.д.

Ещё одна новая форма работы библиотеки в помощь учебному процессу: медиавыставка “От чтения книг – к чтению медиатекстов”. В Год русского языка мы организовали медиавыставку “Мир знаний открыт перед тобой”, на которой представили видео- и мультимедийные издания:

  1. “Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия”;
  2. “Тренажёр по русскому языку; Единый государственный экзамен. Русский язык”;
  3. “Курс русского языка: репетитор-тренажёр”;
  4. “Шпаргалки для старшеклассников. Русский язык;
  5. “Сдай экзамен на “Отлично”! Шпаргалки”;
  6. “Русский язык: весь школьный курс; Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 кл.”

Кроме книжных и журнальных выставок в читальном зале мы создали электронную выставку к юбилейным датам писателей, книги – юбиляры для привлечения к чтению учащихся начальной школы, среднего звена.

Приложение 5. Слайд-шоу “Выставка Маршака”

Такая форма выставки пользуется большим успехом среди читателей. После просмотра выставки спрос на книги возрастает.

Школьники могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам; могут прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, рефератов; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам.

Существует прямая зависимость между уровнем чтения и показателями успеваемости учащихся школы. Приобщение к чтению стимулирует процессы социализации и формирования личности. Взаимодействие школьной библиотеки и кружка “Компьютерная графика и анимация” предусматривает совместное решение следующих задач: стимулирование и активизацию у детей устойчивого интереса к книге, библиотеке, чтению; расширение знаний школьников о многообразии мира; формирование стойкой мотивации у детей и подростков, направленной на осмысленный подход к обучению и самообразованию; обеспечение досугового и развивающего характера обучения; совместное использование технических средств во время проведения и подготовки мероприятий, презентаций. При изучении темы “Поэты серебряного века” учащиеся 11 класса подготовили презентации по жизни творчеству поэтов.

В библиотеке создается банк электронных материалов, где собраны работы учащихся, работников библиотеки и учителей.

Активное внедрение в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий оказывает влияние на формы и методы работы с книгой, на содержание образования, меняет систему взаимодействий между его структурами.

Привлечение детей к чтению

Несколько лет библиотека № 14 работала по программе социально-психологического комфорта «Теплый дом», где одной из основных задач было содействие укреплению семьи через продвижение книги и чтения. Накопив определенный опыт, мы разработали программу «Семейные встречи в «Теплом доме», рассчитанную на работу с семьями, имеющими детей от 0 до 14 лет.
Цель программы – содействие возрождению традиций семейного чтения через совместную деятельность библиотеки и семьи. Она состоит из 3 блоков:
«Читаем всей семьей»;
«Праздник в библиотеке»;
«Мама, папа, я – дружная семья».

В первый блок программы вошли мероприятия по руководству чтением детей и развитию устойчивой потребности в совместном чтении и посещении библиотеки. Для этого используются различные формы и методы работы.
Одна из них – книжные выставки, которые не только раскрывают информационные ресурсы библиотеки, но и способствуют встрече детей и родителей с книгами. Наиболее успешными получились выставки: «Пусть всегда будет мама!», «Давайте читать вместе!», «Книжки разные важны» (книги с отзывами родителей и детей). Ко Дню матери была оформлена книжная выставка-хронограф «Золотая полка детства» с разделами «Книжки нашего детства» и «Их читали папы и мамы». Свои любимые книги выставляли читатели от 4 до 82 лет. Взрослые ставили любимые книги из своего детства. Нынешние дети с удовольствием рассматривали их и выставляли свои. По книгам взрослого поколения прослеживается история нашей страны, а современные детские книги восхищали взрослых красочным оформлением и большим выбором!

Книжные выставки располагаются и оформляются таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес. Для оперативности оформления выставок библиотекари нашли буквы в интернете, распечатали и заламинировали их. Также заламинировали фоны разных цветов для названий в зависимости от содержания. Меняется выставка – меняется фон и порядок букв.
Чтобы детям было легче ориентироваться в потоке информации, составляются рекомендательные списки литературы, буклеты, дайджесты. Для приобщения к активному чтению, используются:
• библиотечные уроки;
• тематические обзоры;
• творческое и громкое чтение;
• мероприятия по творчеству писателей в игровой форме.

Во второй блок программы вошли традиционные библиотечные праздники, в ходе которых родители знакомятся с достижениями детей в чтении и творчестве. Удачной получилась игровая программа «Моя семья». С увлечением дети писали мини-сочинение о любимой книге семьи, рисовали семейный герб, готовили коллаж. Началось мероприятие с исполнения гимна семьи, чтением стихов о значении семьи и книги. Затем дети и их родители участвовали в веселых конкурсах, состоялась презентация творческих работ. Такие мероприятия способствуют сплоченности семей и осознания ценности чтения.

При проведении творческих мероприятий, например, «Фестиваль талантов», библиотекари учитывают психофизические особенности юных читателей. Они позволяют создать для каждого ребенка ситуацию успеха, выявить активные творческие семьи.

Задачей третьего блока программы является объединение всех членов семьи вокруг книги. Помощниками становятся родители и педагоги.
Познавательной получилась семейная игра «Моя дружная семейка». Ребята узнали об истории Международного праздника – Дня семьи. Встреча проходила в форме доверительного семейного общения, дети и родители отвечали на вопросы мини-анкеты, результаты которой обрадовали, показав, насколько они хорошо знают друг друга. Сложить пословицы о семье никому не составило труда. Для всех собравшихся была организована книжная выставка «Время читать».

Удачно прошли семейные посиделки «У самовара», на которых участники боролись за звание «Самая дружная семья». Родители с детьми по описанию называли любимых литературных героев, представляли свои любимые книги. Самую дружную семью выбирали по количеству баранок! В конце мероприятия участники пили чай по русскому обычаю: с кусковым сахаром, вареньем и баранками!

В Международный день семьи состоялся литературный праздник «Книжки в семейном кругу»-2015, на котором был дан старт городскому проекту «BookBag» «Рюкзачок с книжками». С помощью героев любимых книг-юбиляров 2015 года взрослые и дети оказались в сказочной атмосфере детства, с удовольствием играли с Карлсоном, доктором Айболитом, с человеком Рассеянным с улицы Бассейной. На праздник Карлсон принес «Рюкзачок с книжками» и пообещал вернуться осенью, чтобы увидеть их снова. Всем участникам были выданы книги, дневники и цветные карандаши.

В течение лета при передаче рюкзачка дети увлеченно рассказывали, как они читали книги всей семьей, вместе рисовали и писали отзывы в читательском дневнике. На каждую встречу дети приходили вместе с родителями, а иногда целыми семьями. Осенью в библиотеке состоялась встреча участников проекта на празднике «До свидания, рюкзачок».

В 2013 году среди родителей проведено анкетирование, на вопрос «Нужны ли библиотеки в современном мире?» 31% респондентов ответили положительно. В сравнении, на этот вопрос в 2015 году утвердительный ответ дали уже 53% респондентов. Кроме того, все родители хотят, чтобы их дети читали, но 70% не знают, как привить им любовь к чтению. Это поле деятельности библиотекарей, у которых есть для этого возможности и желание.

В результате накоплен интересный опыт совместной работы библиотеки и семьи, родители и дети охотно идут на контакт, участвуют в мероприятиях.

Солдатова Любовь Андриановна, зав. сектором по работе с детьми

Опыт привлечения ребенка к чтению

Название Опыт привлечения ребенка к чтению
Дата публикации 28.05.2013
Размер 51.57 Kb.
Тип Документы

odtdocs.ru > Медицина > Документы

Опыт привлечения ребенка к чтению

В семье должно большое место уделяться чтению книг – художественных и научно-популярных. Домашняя библиотека должна регулярно пополняться. Ребята берут книги, журналы для подготовки к урокам, подбирают материал к рефератам, творческим работам. Дети часто обращаются в библиотеку при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям. Дома книги, взятые в библиотеке, нужно рассматривать, все вместе читать, обсуждать. Дети знают, что без чтения книг не будет развита речь, словарный запас, и они не получат хорошее образование. На личном примере родителей ребенок будет тянуться к книге, к знаниям. Прививать любовь к книге, воспитывать интерес к чтению нужно с детства.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книги. «Что делать, чтобы ребенок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них». Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что только стоит купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Надо учить любить книгу. Почему кое-кто из детей, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, в годы отрочества становится безразличным к знаниям, инертным? Потому что он не умеет читать. Как быть, если ребенок не хочет и не любит читать. В этой неприятной ситуации советую найти хорошее, не раздражаться, не паниковать, что у подруги ребенок в 6 лет читает книги самостоятельно, а у вас в 8 не хочет. Все люди (и все дети) разные. Мне кажется, что своего ребенка лучше сравнивать не с соседским, а с самим собой.

Только честно: а вы много читаете? Сколько часов в день? Книги или только газеты и журналы? Имеет значение, даже когда читаете. Одна моя знакомая рассказывала, как ее спросила дочь восьми лет: «Мама, а что, ты не любишь читать?». Мать, журналист по образованию, была потрясена: «Конечно, люблю. Почему ты спрашиваешь?» – «Потому, что я никогда тебя не видела с книгой». «А я-то столько лет ночами работала, читала, писала, когда дочь спит, чтобы не тревожить ребенка», – сокрушается сейчас мама. Так как же воспитать ребенка-читателя в семье? Когда и с чего начинать?

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с воспитателем или библиотекарем.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные, возрастные особенности и интересы ребенка. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении ребенка, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений и животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. И ребенок обязательно спросит: «А что дальше?» В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!» Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов.

Узнав, что такое рифма и как пишутся стихи, ребенок с удовольствием будет сам пробовать что-то написать, сочинить стихотворение. Но на первых порах нужно помочь подобрать нужные слова для рифмы. Первые стишки, написанные дочкой в 6 лет, были маленькие, 1-2 строчки. Но сколько радости было, когда уже готовое стихотворение было прочитано мамой и по телефону бабушке и дедушке.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Большинство детей любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь, и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель, и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и сельской библиотеке.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного общения с ней. Надо приучать детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки и страницы, рисовать в ней.

Вспоминаются слова Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. Ни один самый квалифицированный учитель не сможет сделать за год занятий с классом того, что должен и может сделать каждый родитель для своего ребенка, если он искренне заинтересован в его судьбе. Почему бы родителям не подумать о том, сколько трудностей в будущем снимут они с плеч детей и сколько радостей им откроете, если научите их читать и любить книгу.

Работа библиотеки гимназии по привлечению у детей интереса к чтению. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВиктор Булгаков

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Работа библиотеки гимназии по привлечению у детей интереса к чтению.” — Транскрипт:

1 Работа библиотеки гимназии по привлечению у детей интереса к чтению.

2 Есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для нас, путеводитель по жизни. Дом этот, большой или скромный, но всегда удивительный, называется

3 Библиотека была основана в году Учащихся в гимназии – 1153 человека Число читателей нашей библиотеки – 1189 человек Объем основного фонда – экземпляра Учебной литературы – 7295 экземпляров Брошюр и журналов – 1390 экземпляров Учебных пособий на электронных носителях – 105 экземпляров

4 В библиотеке имеются: АБОНЕМЕНТ, где можно получить не только интересующий документ, но и информацию с цифровых носителей ЧИТАЛЬНЫй ЗАЛ, в котором ребята пишут доклады, готовятся к урокам, к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ

5 Наша – это структурное подразделение гимназии, его неотъемлемая часть

6 Задачи библиотеки: 1) оказание помощи учебно- воспитательному процессу; 2) развитие гармоничной личности; 3) содействие повышению интеллектуального уровня учащихся; 4) поддержка их самостоятельности и умения мыслить; 5) формирование исследовательских навыков

7 Исходя из этих задач, мы формируем свой фонд в соответствии с учебными программами и программами внеклассного чтения. КОМПЛЕКТОВАНИЕ: Работа с каталогами учебных и учебно-методических изданий Гимназический фонд Деньги, вырученные за сдачу макулатуры Акция «Подари книгу школе»

8 В центре нашего внимания индивидуальная работа с читателями 1. Беседа при записи в библиотеку 2. Беседа при выдаче книги 3. Беседа о прочитанной книге 4. Планы чтения

9 Влюбить детей в литературу помогают массовые мероприятия, выставки

10 для младших школьников

11 для среднего звена

14 КУБАНОВЕДЕНИЕ Особое место в деятельности нашей школьной библиотеки занимает краеведческая работа. Мы стараемся привить любовь детей к своему родному краю, к его людям, обычаям, традициям, привить детям гордость за свой край, желание учиться и трудиться на его благо. Для достижения поставленных целей мы используем разнообразные формы и методы библиотечной работы.

15 Краеведческий уголок Для облегчения поиска материала по этой теме была создана тематическая подборка о Краснодарском крае на отдельном стеллаже. Она содержит книги и статьи из газет и журналов, творческие работы учащихся и методические материалы в помощь учителям. Помогает учащимся готовиться к урокам, обмениваться знаниями о родном крае.

17 Кубанские посиделки Для учащихся 6-х классов были проведены Кубанские посиделки «Родимая сторонушка», где дети знакомились с культурой и бытом Кубани. В национальных костюмах казаков они пели песни «Над Кубанью над рекой», «Варенички» и др., частушки, загадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, играли в старинную кубанскую игру «Кавуны».

18 Встречи и презентации На встрече с Мачневым И. Н., автором первой книги о Тихорецке состоялась презентация его следующей книги «Незабываемые встречи». Дети узнали о выдающихся земляках, с которыми он встречался. Особый интерес вызвал его рассказ о Д. И. Козлове, конструкторе космической техники, родившемся в Тихорецке. На встрече с Мачневым И. Н., автором первой книги о Тихорецке состоялась презентация его следующей книги «Незабываемые встречи». Дети узнали о выдающихся земляках, с которыми он встречался. Особый интерес вызвал его рассказ о Д. И. Козлове, конструкторе космической техники, родившемся в Тихорецке. Встреча с тихорецким поэтом Г.Н. Ужеговым прошла в форме устного журнала. Учащиеся 6-9 классов ближе познакомились с жизнью и творчеством нашего земляка. Особый интерес вызвала страничка «Вопросы и ответы». Ребята задавали вопросы об отношении поэта к русской литературе, нравственности, литературной жизни Тихорецка, читали свои стихи.

Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемcsdb.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи.” — Транскрипт:

1 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи

2 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Чтение имеет огромное социальное значение: обеспечивает равенство жизненного старта для девочек и мальчиков, бедных и богатых, здоровых и больных; развивает интеллект, восприятие, память и воображение; обогащает внутренний мир. Почему необходимо приобщение к чтению? «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский

3 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Программы, нацеленные на продвижение чтения «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом на гг.; Региональные и городские целевые программы по развитию чтения (к примеру, целевая комплексная программа «Развитие отрасли «Культура» города Чебоксары на годы») и др. Сегодня в России принят и действует ряд программ, направленных на приобщение к чтению:

4 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Кто должен приобщать к чтению? библиотекари родителипедагоги воспитатели

5 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Каковы требования к библиотекарю в работе с детьми разного возраста? знать детскую психологию и владеть психологическими навыками; строить свое общение с детьми, опираясь на эстетический и нравственный потенциал литературы и искусства; быть мудрым, терпеливым; создавать неформальную обстановку; предоставлять знания направляющего характера; организовывать выполнение творческих или игровых работ.

6 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи С чего начать работу по привлечению детей к чтению? со знакомства с книгой дома, в детском саду и в библиотеке; с создания комфортной информационной среды (обустройства и дизайна внутренних помещений библиотеки с учетом возрастной психологии той или иной группы пользователей, организации фонда открытого доступа, выделения зон для уединенного чтения и специального их оборудования); организации в библиотеке массовых мероприятий.

7 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? Культурно-досуговая работа библиотеки должна осуществляться дифференцированно с учетом возрастной психологии пользователей.

8 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? ДОШКОЛЬНИКАМИ В работе с ДОШКОЛЬНИКАМИ рекомендуется использование следующих форм: экскурсия беседа громкое чтение сюжетно-ролевая игра конкурс, викторина праздник, утренник инсценировка, театрализованное и кукольное представление День дошкольника мини-урок ББЗ.

9 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? обсуждение творческий конкурс (рисунков, иллюстрированных книг, сочинений, чтецов, рукописной книги и т.п.) викторина турнир КВН познавательный час и др. МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ При организации культурно-досуговой деятельности, ориентированной на МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, могут быть использованы следующие формы:

10 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? диспут диалог «открытый микрофон» круглый стол читательская конференция ПОДРОСТКОВ Для ПОДРОСТКОВ в библиотеке необходимо создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг и применять преимущественно дискуссионные формы работы: а также: агитбригада сюжетно-ролевая игра устный журнал урок ББЗ.

11 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? презентация игра по типу телевизионной литературно-музыкальный вечер, композиция, гостиная бенефис читателя, а также «некнижные» формы работы: кинопросмотр эстафета, турнир и др. ЮНОШЕСТВОММОЛОДЕЖЬЮ В работе с ЮНОШЕСТВОМ и МОЛОДЕЖЬЮ могут быть использованы:

12 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? беседа библиографический обзор литературы библиографический список литературы, указатель встреча со специалистом дворовый праздник День открытых дверей игра, конкурс, викторина ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Общими ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, независимо от возраста являются:

13 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Общими ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, независимо от возраста являются: информационный стенд, плакат клуб, школа, кружок по интересам книжная выставка, стол просмотра презентация тематическая неделя тематическое и персональное чтения экскурсия и др.

14 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как помочь родителю заинтересовать ребенка книгой? Не принуждать детей читать насильно. Быть примером подражания для своих детей. При выборе книг для ребенка следует отдавать предпочтение «правильным» книгам. Обязательное читать детям книги вслух. Подбирать книги и иллюстрации в соответствии с возрастом ребенка. Золотые правила для родителей:

15 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Формы работы с родителями: беседа консультирование в ходе родительского собрания семейные посиделки, праздники подготовка и выпуск рекламно-информационных и методико-библиографических материалов.

16 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Инновационные формы работы: целевые программы проекты крупномасштабные мероприятия: марафон мастер-класс парад / шествие литературных героев тематический рейд фестиваль флеш-моб чемпионат ярмарка и др.

17 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Инновационные формы работы: ассамблея бал виртуальный / дистанционный урок дисколекция живая газета защита проекта информационная биржа целевые программы проекты крупномасштабные мероприятия массовые мероприятия локального характера: карнавал (маскарад) мозговая атака мультимедийная презентация салон театр книги ток-шоу и др.

18 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Какую бы форму работы вы не избрали, одним из обязательных условий ее организации и проведения является реклама книги и чтения.

19 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи 1.Герцов, Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г. Герцов. – М., Добрынина, Н. Е. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв.: учебное пособие / Н.Е.Добрынина. – М., Как… пользоваться библиотекой: практическое руководство для учащихся и студентов. – Челябинск, Коновалова, Г. Л. Игровые формы публичной деятельности библиотек как метод продвижения чтения среди юношества / Г. Л. Коновалова // Новая библиотека» С Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М., Ребенок в библиотечном пространстве: приобщение к чтению: методическое пособие / Государственное учреждение культуры г.Москвы ЦБС «Гагаринская». – М., с. 7.Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебник. – М., Скуридина, Ю. Если рассказывать сказки…/ Ю. Скуридина // Библио-поле С Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению / Н. Н. Сметанникова. – М., Смородинская, М. Д. О культуре чтения. Что надо знать каждому / М. Д. Смородинская, Ю. П. Маркова. – М., Справочник библиографа. – С-Пб., Чмелева, Е. В. О развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелева, И.А.Сикорский // Педагогика С Сайт «ЦБС «Гагаринская» г. Москвы – Использованная литература:

20 Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи

Оценка 4.9 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here