Привлечение студентов медколледжа к просветительной работе школьников

Предлагаем полое раскрытие темы: "привлечение студентов медколледжа к просветительной работе школьников" с самым детальным описанием.

Организация кружковой работы в колледже (из опыта работы кружковой работы по педиатрии в государственном профессиональном образовательном учреждении «Ухтинский медицинский колледж»)

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [1].

Современное здравоохранение претерпевает большие изменения, идут реформы сестринского дела, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Реформы невозможны без изменения самосознания медсестры. Сестра из исполнителя должна стать самостоятельным специалистом- партнером врача со своим кругом прав и обязанностей в осуществлении лечебного процесса.

Поэтому основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа является подготовка квалифицированных специалистов медицинского профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в кружках.

Кружок «Малютка» по педиатрии в Ухтинском медицинском колледже работает на протяжении всего существования учебного заведения, целями которого являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений у студентов;
  • максимальная ориентация студентов на формирование базовых профессиональных знаний, необходимых для деятельности медицинских работников среднего звена;
  • формирование и совершенствование навыков исследовательской деятельности;
  • обеспечение максимальной занятости и активной деятельности студентов во внеурочное время;
  • формирование творческой активности студентов.

Занятия в кружке ведутся в соответствии с планами, разработанными руководителем кружка и утвержденными заместителем директора по воспитательной работе, в свободное от учебных занятий время.

К участию в работе кружка студенты привлекаются на добровольных началах. Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям [1].

На протяжении последних лет студенты в кружке работали над такими темами, как: «Проблемы соматического и репродуктивного здоровья девочек-подростков», «Прогнозирование факторов риска и профилактика снижения лактации у матерей», «Здоровый образ жизни – наш выбор», «Роль медсестры в выхаживании недоношенных детей», «Факторы, влияющие на нервно – психическое развитие детей раннего возраста», «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» и т.д.

Так, например, проводя исследованияпо теме «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» были поставлены следующие цели:

  • обеспечить необходимый уровень знаний по данному вопросу для успешной подготовки студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности;
  • изучить неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ;
  • сформировать умения использовать справочную, медицинскую документацию и литературу;
  • выработать профилактические мероприятия;
  • приобщить студентов к санитарно-просветительской работе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить медицинскую, справочную литературу, статистические данные по проблеме исследования;
  • изучить теоретический материал по факторам, влияющих на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста;
  • выявить факторы влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, наблюдающихся в Детской больнице г. Ухты;
  • сделать выводы и выработать мероприятия по профилактике ОРВИ у детей раннего возраста;
  • провести санитарно-просветительскую работу с родителями на дому и в поликлинике по вопросам профилактики ОРВИ.

Студенты работали с систематической картотекой статей в читальном зале библиотеки колледжа и центральной городской библиотеки, делали выборку статей по теме в Интернете и на последующих занятиях кружка выступили с подготовленными докладами и сообщениями, которые сопровождались слайд-презентациями.

Для выявления факторов, влияющих на развитие ОРВИ у детей раннего возраста, было проанализировано 100 амбулаторных карт детей первых трех лет жизни, наблюдающихся в детской поликлинике ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница», проведено анкетирование мам этих детей по вопросам профилактики ОРВИ. Преподавателем перед студентами были поставлены вопросы, ответы на которые они находили из амбулаторных карт (как протекала беременность, какие фоновые заболевания были у детей в раннем возрасте, до какого возраста сохранялось грудное вскармливание, с какого возраста дети посещали ДДУ и т.д.). Каждый студент исследовал 10-12 амбулаторных карт.

В ходе исследования студенты работали с медицинской литературой и документацией детской поликлиники, интернетом, готовили сообщения, доклады, проводили беседы с родителями по профилактике ОРВИ у детей, обобщали и анализировали материал. Были изучены неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, выработаны профилактические мероприятия. Студенты успешно справились с поставленными целями и задачами. Они закрепили теоретические и практические знания и умения по теме, получили навыки самостоятельной работы и применили свои знания при решении конкретных задач, выполняя реальные исследования.

От этих исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов. Студенты «открыли для себя» то, что фактически уже известно науке. Но, в отличие от традиционных видов обучения студенты, занимаясь НИРС в кружке, выступают не в роли пассивного объекта — получателя готовой, систематизированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Теоретические положения вырабатываются или извлекаются из медицинской и справочной литературы, проверяются на практике и лучше усваиваются студентом. Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер и представляет собой одну из форм обучения[2].

Организация НИРС в кружке помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

С результатами этой НИРС студенты выступили на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины», которая ежегодно проводится в нашем Ухтинском медицинском колледже.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в кружке способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, является одним из инновационных направлений работы, позволяющим добиваться более высокого уровня и качества знаний, развития практических умений и навыков, формирования творческой личности студента, дальнейшему профессиональному совершенствованию, что в конечном итоге дает студентам возможность стать востребованными специалистами, способными самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Список использованной литературы

  1. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы международных научных конференций (г. Москва, апрель 2012г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Составители М.Е .Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с.

Санитарно-просветительная работа студентов

В период прохождения практики студенты должны ознакомиться с планом санитарно-просветительной работы больницы, провести 3 – 4 лекции (беседы) для больных на актуальные темы и оформить санитарный бюллетень.

Примерный перечень тем:

Здоровое питание – здоровье, красота, успех, счастье.

Движение – естественная потребность любого организма.

Курение – гарантия хронических заболеваний легких.

Алкоголь: когда, что, сколько, кому можно употреблять без неблагоприятных последствий.

Отдыхать нужно уметь: где и как провести отпуск и выходной день.

Кальций: кому и сколько нужно.

Что любят наши зубы.

От чего бывает аллергия?

SOS: повысилось артериальное давление.

Кому угрожает развитие сахарного диабета..

Не является ли ваш насморк аллергией.

Отчетные документы студентов при прохождении практики

В процессе прохождения практики студенты должны аккуратно оформлять «Лист учета практических умений», который является официальным документом – отчетом о прохождении практики и хранится в личном деле студентов до окончания обучения в ВУЗе.

Титульный лист «Листа учета практических умений» заполняется без сокращений. Указывается область, район, населенный пункт, сроки прохождения практики; фамилия, имя, отчество, главного врача, главной медицинской сестры больницы, старшей медицинской сестры отделения, непосредственно руководящих работой практиканта.

«Лист учета практических умений» заполняется ежедневно: указываются часы работы, количество выполненных манипуляций, личная подпись. В конце рабочего дня выполненная работа заверяется подписью медицинской сестры отделения, с которой работал студент. Своевременность и достоверность оформления документации визируется один раз в неделю старшей сестрой отделения, на клинических базах г. Тюмени – руководителем практики от академии.

После окончания практики студент получает характеристику от старшей сестры отделения. Характеристика заверяется подписью главной медицинской сестры отделения и круглой печатью учреждения.

В характеристике (приложение 1) должны быть отражены:

Отношение к работе

Соблюдение этики и деонтологии при прохождении практики

Уровень теоретической подготовки

Освоение практических умений

Участие в санитарно-просветительной работе

Наличие нарушений трудовой дисциплины

Другие индивидуальные данные.

Все студенты, проходящие практику вне г.Тюмени, пишут текстовой Дневник. Дневник заверяется подписью главной сестры больницы и круглой печатью учреждения на лицевой и последней страницах дневника.

На лицевой стороне Дневника указывается фамилия, имя, отчество студента, № группы, факультет и официальное название учреждение прохождения производственной практики. В дневнике в первый день практики описывается отделение больницы, его оснащенность, дается общая характеристика состава больных; указывается Ф.И.О. заведующего отделением и старшей медицинской сестры, ставится отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности.

Далее дневник заполняется следующим образом:

Содержание выполняемой работы

В содержании работы указывается прием и сдача дежурства и выполненные мероприятия, входящие в обязанности медицинской сестры, описывается работа во время дежурств.

Техника манипуляций не описывается. Ежедневно приводятся фамилии 2-х – 3-х пациентов (дублировать фамилии не рекомендуется), которым практикант оказывал помощь, описывается ее характер.

Студенты, проходящие практику вне г. Тюмени, получают направление на практику. Направление предоставляется по месту прохождения практики. В направлении указываются даты прибытия студента на базу практики и ее завершения. Достоверность информации подтверждается 2-мя гербовыми печатями лечебного учреждения, которые ставятся в первый и последний дни практики.

Без этих документов студент не допускается к зачету, а практика не засчитывается.

Зачет, для студентов, проходящих практику в г. Тюмени, принимается в её последний день. Зачет принимает руководитель практики от ВУЗа, главная медицинская сестра, старшие медицинские сестры. Студенты, не вышедшие на практику в установленные сроки, имеющие пропуски занятий и опоздания на работу, к зачету не допускаются и по результатам практики не аттестуются. Студенты, грубо нарушающие производственную дисциплину, замеченные в употреблении алкоголя или наркотиков, допускающие нарушения врачебной этики и другие поступки, не совместимые со званием врача, отстраняются от дальнейшего прохождения практики руководителем практики или администрацией больницы. Об этом в письменной форме информируется деканат факультета с последующим решением вопроса об отчислении их из Академии.

Студентам, пропустившим не более двух занятий по уважительной причине (заболевание), на усмотрение руководителя может быть разрешена отработка пропущенных занятий в течение практики в виде дополнительных дежурств, работы в выходные дни и вечернее время.

Всем студентам, имеющим три и более пропусков по уважительной причине или любое количество пропусков без уважительной причины, практика переносится на каникулярное время с обязательным оформлением дневника. Зачет у них принимается в осеннем семестре (сентябрь).

Студенты, проходившие практику за пределами г. Тюмени, сдают зачет в начале осеннего семестра (сентябрь). О точном времени зачета студенты информируются дополнительно.

К зачету не допускаются студенты, частично или полностью не прошедшие производственную практику, а также студенты, не имеющие правильно оформленных отчетных документов (дневников, отчетов по работе, направления на практику, отсутствие на документах круглой больничной печати).

Итоги практики оцениваются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» с выставлением оценки в зачетную книжку и экзаменационную ведомость или оценкой «неудовлетворительно» с ее выставлением только в экзаменационную ведомость. Оценка выставляется в зачетную книжку и ведомость только руководителем практики из числа сотрудников Академии. Экзаменационная ведомость представляется в отдел производственной практики, а затем в деканат факультета.

Студенты, не явившиеся на сдачу зачета или получившие неудовлетворительную оценку, допускаются к переэкзаменовке в соответствии с графиком в отведенные для этих целей дни. Помимо сдачи зачета допускается две его пересдачи. Студенты, трижды получившие неудовлетворительные оценки или не явившиеся на сдачу зачета в установленные дни, подлежат отчислению из академии.

Социальные проекты как фактор повышения социальной активности обучающихся медицинского колледжа

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Социальные проекты как фактор повышения социальной активности обучающихся медицинского колледжа

The social projects as factors for increasing social activity of medical college students

Golysheva Natalia

professor of the Nizhnetagilsky branch of «Sverdlovsk regional medical college», Russia, Nizhniy Tagil

Roshchektaeva Olga

professor of the Nizhnetagilsky branch of «Sverdlovsk regional medical college», Russia, Nizhniy Tagil

Аннотация: В статье рассматривается опыт организации работы по повышению социальной активности обучающихся медицинского колледжа в ходе реализации социальных проектов.

Abstract: The article is devoted to the experience of increasing social activity of medical college students in the realization of the social projects.

Ключевые слова: социальная активность; обучающиеся; социальные проекты.

Keywords: social activity; students; social project.

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [2, с. 5]. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции [1, с. 3].

Волонтерская деятельность является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста-медика. Милосердие, сострадание, умение проводить эффективную профилактику социально значимых заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения – это важная составляющая профессии медицинского работника.

Волонтерское движение в Нижнетагильском филиале ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» реализуется посредством выполнения студентами каждой учебной группы социального проекта определенной направленности. Социальные проекты включают два основных направления работы:

1) работа с категориями населения, нуждающимися в медицинской и социальной помощи;

20 профилактическая и просветительская деятельность, направленная на формирование у населения культуры здорового образа жизни.

По первому направлению работы реализуется социальный проект «Дарю тепло души своей», целью которого является актуализация лучших моральных качеств обучающихся – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня, отвергнут своими близкими и родными, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно потерял веру в общество. Участники проекта посещают специализированный дом ребенка № 6, организовывают досуг воспитанников детского дома путем проведения праздничных мероприятий, тематических игр, организации деятельности творческих кружков. В рамках проекта осуществляется благотворительная помощь детскому дому: сбор подгузников, гигиенических средств, игрушек, обежды, канцтоваров.

Второе направление работы, связанное с организацией профилактической и просветительской деятельностью, направленной на формирование культуры здорового образа жизни населения, реализуется в рамках двух социальных проектов: «Здорово здоровым быть» и «Охрана репродуктивного здоровья».

Целевым назначением этих проектов является вовлечение обучающихся медицинского колледжа в волонтерскую деятельность по активной пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью среди школьников города Нижний Тагил. В подготовке студентов к данной деятельности мы исходим из того, что работой по пропаганде здорового образа жизни должны заниматься компетентные специалисты-медики. Именно поэтому умение проводить эффективную профилактику социально значимых заболеваний и осуществлять санитарно-гигиеническое просвещение населения является неотъемлемой частью подготовки будущего медицинского работника.

Профилактической работой, на наш взгляд, должны быть охвачены все возрастные группы. Начинать работу по пропаганде здорового образа жизни необходимо с детства и активно продолжать её в подростковый и юношеский периоды. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании таких методов и приёмов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. При этом результативность этого процесса зависит от обстановки, в которой протекает данная работа, а именно, от степени доверительности в отношениях между участниками и атмосферы сотрудничества и сотворчества. При этом наибольшее доверие, как показывает наш опыт, возникает у школьников к сверстникам.

Наиболее эффективным методом работы мы считаем метод устной пропаганды. Он включает следующие средства: лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Выбор метода зависит от возраста обучающихся. Для работы со школьниками мы используем разные формы занятий, обязательным компонентом которых являются игровые элементы. Для обучающихся в системе СПО и старших школьников – это хорошо себя зарекомендовавшие лекции с элементами беседы.

В рамках работы по данному проекту с сентября 2014 года мы осуществили более 130 выходов в образовательные учреждения города. С обучающимися школ города были проведены следующие мероприятия: классные часы на темы «Режим дня – залог здоровья», «Здоровое питание – залог здоровья», «Школа доктора Айболита. Оказание первой медицинской помощи», «Осознанное материнство и отцовство»; викторины «Азбука здоровья», «Правила здорового питания», «Наш друг спорт» и «Своя игра»; игры «Путешествие по городу Здоровейск» и «Путешествие в страну Здоровья».

С целью привлечения внимания молодежи к необходимости ответственного отношения к своему репродуктивному здоровью, а также повышения уровня молодых людей в вопросах осознанного материнства и отцовства были организованы просветительские мероприятия в образовательных учреждения города в форме тематических лекций и бесед с подростками и молодежью. Данные анкетирования, проводимого в ходе тематических лекций, показывают, что молодые люди заинтересованы предлагаемыми темами и высказывают пожелание больше узнать о методах молодежной контрацепции и профилактике заболеваний, передающихся половым путем.

По результатам реализации социальных проектов «Здорово здоровым быть» и «Охрана репродуктивного здоровья» приоритетной задачей на 2016-2017 учебный год определено создание программы медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи в форме «Школы здоровья». В программу предполагается включить вопросы, связанные с ведением здорового образа жизни, охраной репродуктивного здоровья и обеспечением инфекционной безопасности.

Показателями повышения уровня социальной активности обучающихся медицинского колледжа в ходе реализации социальных проектов является потребность в социально ценностной деятельности, направленность на достижение результатов в социальной деятельности, наличие знаний о различных типах социальных отношений, особенностях социального общения, наличие практических знаний и умений, необходимых для проявления активности в социально значимой деятельности, инициативы, самостоятельности и ответственности, а также готовности к преодолению трудностей.

Список литературы:

1. Конвисарева, Л. П Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Конвисарева. – Кострома, 2006. – 24 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов

Работая с различными группами населения, на вызовах, регулярно провожу санитарно-просветительную работу. Рассказываю о пользе физкультуры и спорта для сохранения и поддержания здоровья. Правила соблюдения гигиены, о пользе здорового питания. Вреде курения и пагубном действии алкоголя на организм. С целью профилактики и раннего выявления сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы рекомендую проводить своевременный контроль уровня АД, сахара в крови, контроль за весом тела. В период сезонных вирусных инфекций разъясняю способы защиты и меры профилактики от них.

Распространение профессионального опыта.

Ежегодно в подразделение, для прохождения производственной практики, приходят студенты медицинского колледжа. Считаю своим долгом помогать им в знакомстве и освоение профессии фельдшера скорой медицинской помощи. Провожу с ними беседы, совместно обсуждаем темы, дающие представление о выбранной специальности. Практически занимаемся в учебно-методическом классе, знакомлю с бытом и условиями работы в подразделении. Совместно выезжаем на вызова, непосредственно работаем с пациентом. Совместно проводим ряд несложных манипуляций. Участвую в адаптаций молодых специалистов подразделения.

Научно-методическая деятельность.

В подразделении регулярно проходят конференции, семинары, конкурсы профессионального мастерства. За межаттестационный период неоднократно принимал участие в проводимых мероприятиях. В подразделении провожу занятия с фельдшерами и медицинскими сестрами.

Табл.5 Конференций, семинаров, профессиональных конкурсов

дата Тема
26.03.2012г. Обучение мед. Персонала по вопросам профилактики и раннее выявление ВИЧ эпидемии.
17.07.2012г. Профилактика ООИ. Эпидемиология, клиника, лечение, диагностика.
20.11.2012г. Обучение среднего мед.персонала по организации противоэпидемических мероприятий дезинфекционного и стерилизационного режима и по правилам сбора, хранения и удаления отходов в учреждении.
05.03.2013г. Профилактика ВБИ. Организация дезинфекции и стерилизации режима ЛПУ.

Литература

1.Верткина А. Л. «Руководство по скорой медицинской помощи», – М: «ГЭОТАР – Медиа»,2006

2.Мартынов А. А. «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» – М, 2002

3.«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», закон РФ от 22.07.1993 года с изменениями на 02.12.2000.

4.Скорая медицинская помощь. Издательство ГЭОТАР-Медиа, 2010 год

5.Неотложная нейротравматология. Издательство ГЭОТАР-МЕД. Под руководством Кондратьева А.Н., 2009 год, 192 стр.

6.Нейрохирургия. Издательство Мед. Пресс-Информ. Под руководством Гринберга М. С. 2010 год, 1008 стр.

7.Неотложная терапия острых отравлений и эндотоксикозов. Издательство МИА. Под руководством Лучникова Е.А., 2010 год, 472 стр.

8.Электрокардиограмма: анализ и интерпретация под руководством Струтынского А.В., 2001 год, 350 стр.

Общественная и социально значимая деятельность.

Заключение

За время работы в межаттестационный период принимал активное участие в общественной жизни подстанции, обучал молодых специалистов, передавал опыт, активно посещал все проводимые в подразделении лекции и занятия, активно занимался санитарно-просветительской работой среди населения, обучал пациентов, приобрел свежие знания и навыки работы в применений новых современных методик, расширил умения в выполнении манипуляций.

Во время работы соблюдаю правила охраны труда, инфекционную безопасность

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

· Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

· Совершенствовать знания основ законодательства и права в здравоохранении.

· Соблюдает медицинскую этику и деонтологию.

· Работать грамотно, оперативно, аккуратно.

· Совершенствовать метод проведения автоматической дефибриляции, интубации трахеи комбитубусом, ТЛТ, в/костное введение медикаментов.

· Совершенствовать знания работы в системе АДИС, с применением мобильного устройства.

Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.
статья на тему

Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.

Вложение Размер
proforientatsionnaya_rabota_v_volski_medkolledzhe.doc 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.

Денисенкова Инна Валентиновна, преподаватель.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вольский медицинский

колледж им. З.И. Маресевой»

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профессия (от лат. «ргоfessio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Начинается профориентационная работа в школе. Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Работа с учащимися выпускных классов школы – одно из направлений профориентационной работы в нашем колледже. Для этого направления в колледже создаются лекторские группы, студенты которых проводят тематические беседы с учащимися школ города и района. В большинстве своем – это беседы о здоровом образе жизни, о жизненно важных органах человека, о проблемах отношений между поколениями и сверстниками. Эти беседы носят, как правило, оживленный характер, учащиеся принимают в них активное участие. Такой разговор на равных, без назидательных выводов старших, на наш взгляд, более эффективен. Это вызывает живой интерес к профессии медицинского работника.

Вот лишь некоторые темы, с которыми наши студенты посещают школы:

  • Сквернословие в молодежной среде и его влияние на здоровье;
  • Скажи наркотикам – нет!
  • Пивной алкоголизм – беда молодых.
  • Этот губительный спайс и др.

Подготовкой таких бесед занимаются преподаватели – предметники, классные руководители совместно со студентами. Как правило – это студенты 1 и 2 годов обучения. Включение студентов в исследовательскую деятельность способствует закреплению их самих в выбранной профессии. Такие студенты получают навыки работы с источниками, систематизацией отобранного материала, адаптация материала для определенной аудитории. Все это пригодится им на старших курсах при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Выступая в школах, в ССУЗах, на различных конкурсах со своими работами, студенты также оттачивают свое умение общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, контролировать свои эмоции. Эти качества не маловажны для будущего медицинского и фармацевтического работника. Очень важно за годы учебы сформировать у студентов профессиональное самосознание, ценностные установки, которые будут определять развитие студента как личности и как профессионала.

Все мероприятия, проводимые в колледже, также направлены на формирование у студентов личностные и профессиональных качеств.

Очень важным, на наш взгляд является пропаганда здорового образа жизни, занятия физической культурой среди различных групп населения. Студенты нашего колледжа постоянные участники муниципальных мероприятий: День города, день пожилого человека.

Важным в последние годы является участие студентов нашего медицинского колледжа в ярмарке профессий, которое проводит Центр занятости населения г. Вольска.

Учебный план подготовки медицинских и фармацевтических работников включает в себя прохождение учебной и производственной практики, что позволяет осуществить процесс профессиональной адаптации в ходе обучения, а также прохождение преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства.

Перед выходом на преддипломную практику студентов тестируют по вопросам их дальнейших действий после окончания колледжа: будете работать по профессии (63%), продолжите профильное обучение (10%), уйдете из профессии (5%) и т.д. После прохождения преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства процент тех, кто будет работать по профессии увеличился до 84%. Это говорит о том, насколько важна для молодого специалиста самостоятельная деятельность, чувство доверия к нему как к специалисту, возможность показать свои способности и желание работать по профессии. Адаптация к трудовой деятельности в новых коллективах в первый год у многих молодых специалистов проходит достаточно легко. При опросе выпускников, они отмечают, что вхождение в профессиональную среду в большой мере способствовало прохождение преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства, возможность обмена опытом с выпускниками прошлых лет, а также помощь коллективов ЛПУ.

Участие в перечисленных мероприятиях, в студенческих конференциях формирует у студентов социально и профессионально значимые качества. Они начинают чувствовать себя уверенными в выбранной профессии и готовыми выполнять свои профессиональные обязанности.

– Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. – 1987. – №1.

– Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.

– Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. № 9, 11 2014.

– Фадеева Е. И., Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методич. пособие. – М.: Перспектива, 2008.

Обучение студентов медицинского колледжа проведению профилактической работы с населением

Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Это достигается путем внедрения государственных и общественных мер по совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях. В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация комплекса мероприятий, в том числе через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики. Непосредственную работу с населением в этих организациях осуществляют специалисты со средним медицинским образованием.

Перед преподавателями медицинского колледжа стоит задача заложить основы проведения профилактической работы с населением, которая базируется на системе комплекса знаний в области анатомии и физиологии человека, гигиены, психологии, клинических дисциплин. Формирование навыков работы с населением в области сохранения и укрепления здоровья проводиться на протяжении всего обучения в медицинском колледже в соответствии с требованиями ФГОС и программным обеспечением учебного процесса по специальностям. Освоение основного вида профессиональной деятельности по проведению профилактических мероприятий, позволяющих овладеть компетенциями: проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; проведение санитарно-гигиенического воспитания населения; участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний для специальности 34.02.01.Сестринское дело осуществляется в рамках профессионального модуля ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Одной из основных задач МДК ПМ 01 «Здоровый человек и его окружение» является обучение студентов санитарно-гигиеническому воспитанию населения в различных возрастных группах.

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы каждого медицинского работника среднего звена и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. Для более эффективного информирования населения гигиеническое воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). В каждой целевой группе используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.

Для эффективного обучения студентов в этом направлении на практических занятиях используются различные педагогические методы, в том числе проектная деятельность.

Перед студентами ставиться задача – провести беседу с целевой группой населения, например, с беременными, родильницами, девушками, юношами, учитывая их интересы и возможные вопросы. Работа строиться поэтапно.

На 1 этапе каждому студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему для проведения беседы учитывая свои предпочтения, интересы, в ходе совместного обсуждения определяется ее проблематика. Например, в разделе «Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста» студенты готовят беседы по таким темам, как «Вредные привычки и репродуктивное здоровье», «Аборт: за и против», «Партнерские роды: нужны ли они и кого приглашать», «Грудное вскармливание – основа жизни», и др. Обозначаются требования к проведению беседы (временные рамки, содержание, использование мотивации, наглядных пособий, презентации). Обсуждаются возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.

На 2 этапе, который длиться, как правило, 7 – 10 дней, проводится самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Студенты подбирают материал по выбранной теме на основе медицинской литературы, методических рекомендаций здравоохранения. Составляют план беседы, готовят необходимое оснащение (презентации, фрагменты учебных фильмов, памятки, наглядные пособия).

3 этап заключается в промежуточном обсуждении полученных результатов работы студентов в группах или индивидуально. Совместно со студентами подбираются оптимальные формы проведения профилактической работы с целевой группой населения, прорабатываются возможные вопросы аудитории.

4 этап – проведение санитарно-просветительской работы с населением проводится на примере имитации занятий в Школе здоровья. Все студенты вовлекаются в процесс инсценированного обучения, выступают в роли целевой аудитории, задают вопросы. Защита проектов проводиться с использованием дискуссии, мини-лекций, демонстрации презентаций, элементов ролевого взаимодействия. Такие занятия проходят интересно, вызывают массу положительных эмоций у студентов и преподавателя. Студенты учатся общаться, формулировать свои мысли, контролировать свои эмоции, преодолевать стеснение, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, поддерживать друг друга, находить положительные и отрицательные стороны в своей работе, определять для себя «зоны роста». Многие открываются с самой неожиданной стороны, проявляя артистичность, нестандартность мышления, креативный подход.

В заключении проводиться коллективное обсуждение: отмечаются положительные моменты, возникшие трудности, совместно со студентами оценивается проделанная работа.

В дальнейшем у студентов есть возможность закрепить полученные навыки поведения профилактической работы и освоить новые при посещении Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях разного профиля на учебной и производственной практике по ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Контроль итоговых знаний проводиться на дифференцированном зачете и квалификационном экзамене.

Подводя итог, хочется отметить, что в процессе активного вовлечения студентов в изучение проблематики сохранения здоровья человека достигается несколько целей: овладение необходимыми знаниями для проведения санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактики заболеваний, связанных с различными факторами; готовность и способность общения с целевой аудиторией; формирование личной мотивации, направленной на здоровый образ жизни.

  1. Л.П. Игнатьева. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп/ Л.П. Игнатьева, М.В. Чирцова, М.О. Потапова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2014 – 44 с.
  1. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие/ под ред. Двойникова С.И. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2017.
  1. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учебное пособие/В.В Колбанов. – 3-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2011. -224 с.
Оценка 4.9 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here