Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Предлагаем полое раскрытие темы: "техники хатха йоги: практика для достижения совершенства" с самым детальным описанием.

Шаг 2

Самоучитель по Хатха-йоге

Хатха йога. Самоучитель.

Друзья, изучите упражнения Хатха-йоги. Для этого проработайте фильм “Хатха-йога – самоучитель Вадима Запорожцева”. Следуйте всем рекомендациям фильма-самоучителя . После проработки этого раздела постарайтесь внедрить изученные упражнения в свои практические, самостоятельные занятия йогой дома.

Друзья, фильм самоучитель Хатха Йоги, это в некотором смысле культовый фильм, который вместе с другими фильмами Вадима Запорожцева, такими как «Крия Йога», «Кундалини Мантра Йога» и другими, внес неоценимый вклад в развитие реальной йоги в начале двухтысячных годов. Этот фильм позволил не только перевернуть мировоззрение многих последователей истинной йоги, но и собрать необходимые финансы для продвижения йоги и развития ранее неизвестных направления в йоге. Этот фильм продается по всему миру и вместе с «Крия Йогой», «Кундалини Мантра Йогой» и другими фильмами является бестселлером и дорогой в йоге для многих тысяч начинающих учеников. До сих пор он приносит реальные финансовые поступления на развития йоги.

Но, к сожалению много людей по всему миру не имеют возможность купить его. Некоторые люди живут в странах отдаленных от России, кто-то не имеет достаточно денежных средств, кто-то не имеет возможности, даже узнать о наличии этого фильма, так как система проката и распространения такой продукции сильно коррумпирована и не эффективна. По этой причине мы приняли решение не только продавать этот фильм, через легальные средства распространения видео контента, но и распространять фильм бесплатно.

По этой причине мы выкладываем его здесь, на многочисленных торентах и других интернет площадках. Безусловно, мы, возможно, теряем часть средств от реализации фильма, которые мы могли бы потратить на продвижение йоги, но потеря времени в доступе к древним знаниям йоги приносит несоизмеримо больший вред всему человечеству. Многие из нас получили блестящие, бесплатное образование в странах бывшего СССР, то есть за наше образование платил весь Советский народ, поэтому распространение таких фильмов, как этот, мы считаем возвращением кармических долгов перед Родиной, а также дань уважения всем Советским людям за доброту и бескорыстие которое они проявляли к нам, когда мы были детьми.

Если, вы все же пожелаете купить этот фильм или просмотреть его в DVD качестве вы можете зайти на наш интернет йога магазин www.shop.openyoga.ru и заказать его. Желаем вам приятного просмотра.

Название фильма: Хатха йога – самоучитель Вадима Запорожцева.

Автор: Вадим Запорожцев

Дата:

Где: Международный Открытый Йога Университет

Краткое описание: Видеофильм является учебным пособием по практике Хатха -йоги, дошедшей до нас с древнейших времен. Вы наглядно увидите как выполняются многие упражнения, которые, как говорит древняя традиция, сжигают отрицательную Карму человека. Фильм снят на основе редкого манускрипта по Хатха-йоге. В первой части фильма излагаются основные принципы выполнения упражнений йоги. Во второй части показано непосредственно выполнение упражнений.

Этот фильм был снят на основе редкого трактата, который называется «Повествование о хатха-йоге». Трактат построен как беседа ученика по имени Адья со своей возлюбленной учительницей по имени Шакти (известна как Краса Ненаглядная). Адья задает ей вопросы по йоге, а она отвечает на них. Поэтому большая часть диалога принадлежит Шакти.

В первой части фильма вы познакомитесь с теорией и основными принципами хатха-йоги. Во второй же части вы наглядно увидите, как выполняются основные упражнения этой йоги. Эти статические упражнения называются асаны.

Как утверждают древние трактаты по йоге, если человек практикует асаны, то со временем он сжигает всю свою отрицательную карму и приобретает положительную. Мы рекомендовали бы вам, овладеть как можно большим количеством упражнений из нашего фильма, а затем выбрать себе группу из семи упражнений для своей каждодневной практики.

Менять упражнения в группе стоит не чаще, чем один раз в неделю. Т.о. за несколько месяцев вы пройдете по всем упражнениям, показанным в нашем фильме. Если вы только начинаете заниматься хатха-йогой, продолжительность занятий может составлять от сорока минут до часа, в зависимости от ваших возможностей.

Мы желаем вам успеха в овладении хатха йогой.

Повествование о хатха-йоге

Адья спросил свою Шакти:

– Как возникла та наука о теле и дыхании?

Она ответила:

– Изначально Шива (повелитель жизни и смерти) для блага всех живых существ  дал учение хатха-йоги людям. Сам он в совершенстве владеет этой наукой и совершил многочисленные подвиги в хатха-йоге.

Адья сказал:

– Расскажи мне эту науку и откуда она тебе известна?

Подруга сказала:

– Меня обучил ей сам Шива.

И здесь начинается изложение о хатха-йоге.

Она сказала:

– Столько, сколько существует на свете живых существ разного вида, столько существует поз в хатха йоге. Человек, прежде чем достич тела человека, проходит череду жизней в телах животных. За время эволюции он проживает миллионы и миллионы жизней в телах животных прежде, чем заслужит счастья родиться в теле человека. Живя в теле того или иного животного, душа выполняет или не выполняет заповеди этого животного. И всё, что не выполнила душа в теле животного, передаётся в тело человека как карма. И если, будучи змеей, душа в совершенстве овладела телом пресмыкающегося и достигла в этом успеха, то тогда в теле человека душа имеет все качества положительные со времен тела пресмыкающегося.

Если же, находясь в теле пресмыкающегося, душа не выполнила все предначертанное ей в этом теле, то недоработки передаются в тело человека. И человек может страдать теми или иными заболеваниями или отсутствием гибкости, либо отсутствием тех или иных качеств, которые она должна была выработать в теле животного. Поэтому в драгоценном теле человека и обнаруживаются недоработки, несовершенства со времен жизни в телах животных.

Шива по своей милости указал метод, как в течении одной человеческой жизни исправить многие недоработки, накопленные в течение миллионов жизней в теле животного. Этот метод называется “Асаны”. Выполняя асаны, человек устраняет все загрязнения, семена болезней и прочие отпечатки, которые долго накапливались в телах. Выполняя асаны, человек сначала нейтрализует негативные тенденции. Пока он занимается хатха-йогой, болезни уходят на второй план. Но как только перестает заниматься – они возвращаются.

На следующем этапе практик перестраивается полностью весь организм. Тело становится совершенным. И даже если он в последствии нерегулярно занимается йогой, организм не скатывается обратно. Подобно тому, как закатывается тяжелый камень в гору – до перевала камень может скатиться обратно, а после перевала камень сам катится в нужную сторону. Перевалом называется сиддхи в асане – совершенство в выполнении асаны.

Достижение сиддхи в асане (положительное качество от асаны), продолжаете ли вы заниматься йогой или нет, пребывает с вами всегда. Как обожженный горшок больше не размокает от воды, так и обожженное в огне йоги тело больше не подвержено болезням.

Она сказала:

– Существует закон сопряжения грубого, тонкого и тончайшего. Воздействуя на физическое тело, ты получаешь эффект на тонком теле. Воздействуя на тонкое тело, ты получаешь воздействие на грубое тело. Прана является связующей между телами.

Адья спросил:

– Как надо делать хатха-йогу?

Она ответила:

– Шива дал хатха-йогу, и тот, кто выполняет эту йогу, обретает всезнание. Дал он ее тем, кто устал от бесконечных споров о высшей природе Вселенной.

Шива сказал:

– Ты можешь не знать, что такое йога и не обладать вообще никакими знаниями. Но если ты будешь практиковать, ты обретешь всезнание (включая знание йоги). Чтобы достичь успеха, ты должен практиковать каждый день тщательно, бдительно и последовательно. Только лишь так обретается эффект в хатха-йоге. Пустые дискуссии здесь бесполезны. Выполняя асаны, ты не только очистишь тело и перестроишь его, но и поймешь закон подобного в подобном, который гласит: для хатха-йогина вся Вселенная – его тело, а его тело является телом Вселенной. Меняя свое тело, ты меняешь Вселенную. А производя изменения во Вселенной, ты меняешь свое тело. И нет разницы – внутри тела или снаружи.

Из всех бесчисленных форм живых существ, которые прошла живая душа Шива выбрал 64 тысячи существ или 64 тысячи асан. Из них в современную эпоху актуальны 85. Из этих 85 важнейшие 35. Из этих 35 важнейшие 3. Из этих 3 важнейшая одна – сиддх асана. Начинай изучать хатха-йогу от простого к сложному. Овладей одним упражнением, затем другим и т.д., пока не наберешь группу упражнений. Затем, сделай другую группу, третью и т.д., чтобы все 85 упражнений входили в ту или иную группу.

Практикуй хатха-йогу каждый день. Желательно в одном месте и в одно и то же время. Если не можешь сделать все упражнения группы, сделай те, которые можешь. Если не можешь сделать обычное время по продолжительности, сделай столько, сколько можешь. Если нет условий и для этого, хотя бы подумай о том, что должен был сделать. Если забыл и подумать, сделай это на следующий день.

Адья спросил:

– Чего опасаться при изучении хатха-йоги, чтобы не совершить ошибок при выполнении?

Подруга ответила:

– Бойся лени, избегай омраченности разума. Принципы же постижения хатха-йоги следующие: первый принцип – принцип совершенства, второй принцип – принцип энергии. Принцип совершенства гласит: как бы ты не делал упражнения хатха-йоги, как бы у тебя не получалось, ты делаешь эти упражнения совершенно, даже если внешне они не похожи на то, что предписывалось сделать. Сам факт выполнения упражнений делает это выполнение совершенным, и от подхода к подходу у тебя будет получаться все лучше и лучше. Это промежуточное совершенство. Со временем ты достигнешь неизменного конечного совершенства.

Поэтому понятие «выполнять упражнение неправильно» не имеет смысла. Самое важное – заниматься регулярно и продолжительно и быть уверенным, что в нашей личной Вселенной в этот момент времени и в этих обстоятельствах мы делаем асану совершенно.

Принцип энергии говорит о том, что подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, подобно этому, когда мы делаем ту или иную асану, возбужденная энергия сама изгибает и трансформирует тело. Нет необходимости заботиться о правильности выполнения упражнения. Главное приблизительно воспроизвести асану, делая ее честно, долго и регулярно. Возбуди энергию и энергия сделает йогу.

Адья спросил:

– Что является успехом в выполнении хатха-йоги?

Подруга ответила:

Это привычка заниматься хатха-йогой каждый день. Привычка – это инертность поведения и мыслей. Дурную службу играет негативные привычки – нет худшего врага. Но Шива по своей милости дал людям такие асаны, что если входит в привычку делать их, то они приносят высшее благо в жизни и затем – освобождение. Лень, омраченность разума, неуверенность, беспокойство, слабость интеллекта, нервозность, невротичность, плохое пищеварение, нездоровый цвет лица, ужасные болезни, мрачная карма и многое другое преодолевается привычкой заниматься хатха-йогой. Если чувствуешь, что без занятий йогой не можешь прожить и дня – значит ты двигаешься в светлом направлении. Это знак на пути.

Адья спросил:

– Есть ли еще какие-то знаки успеха на пути?

Она ответила:

– Хорошее самочувствие, устойчивость разума, красота тела, приятный цвет лица, сильное пищеварение, способность оставаться неподвижным, способность фиксировать взгляд на предмете, отсутствие умственной болтовни, первые проявления сверхспособностей, хорошее самочувствие, радостные ощущения, глубокие таинственные сны, повышенная сексуальность – это знаки, показывающие успех в хатха-йоге.

Адья спросил:

– Какие бывают помехи в хатха-йоге и как от них избавляться?

Подруга ответила:

– Посторонние звуки во время занятий – такие, как пустые разговоры, склоки; когда в комнате (где ты занимаешься) присутствует кто-то еще; когда во время занятия пристают с расспросами, недостаток здоровой пищи, питательной и свежей; когда воздух отравлен ядовитыми испарениями города; бесконечные споры и отстаивание своих взглядов перед невеждами; попытки переубедить глупцов; посвящение в свою практику праздных любопытствующих. Помехой является, если вы не делаете йогу в одном месте и в одно время. Чрезмерное количество работы или чрезмерное количество безделья, неправильная трата энергии на разного рода дела, излишнее угнетение своего тела, не забота о своем теле, не позволение ему отдохнуть и порезвиться, чрезмерная растрата энергии через секс, сомнения в себе, сомнения в учении – вот некоторые из помех.

Адья спросил:

– Какие бывают следствия выполнения хатха-йоги и есть ли негативные последствия? Если есть, как их нейтрализовать?

Она ответила:

– Какое бы ты упражнение не делал, внутренние ощущения и здравый смысл должны быть главными твоими советчиками. И если они говорят, что нагрузку надо снизить – снижай, если нужно увеличить – увеличивай. Помни принцип энергии. Энергия скажет тебе, как делать упражнения. Она трансформирует твое тело, она даст ощущение, что надо делать, а что не надо. Она предупредит тебя о негативных последствиях. Слушай ее. На ранних стадиях занятия йогой, когда организм чистится и каналы еще грязны, наблюдается эффект взлетов и падений. Как человек, идущий по холмам – то с трудом взбирается на вершину, то легко сбегает вниз. Подобно этому и йог, то с рвением бросается в йогу, то с трудом заставляет себя заниматься ею. Промежутки между подъемами и спадами становятся все больше, а сами спады все меньше. Через год или больше практикующий выходит на ровный уровень без экзальтаций и без глубоких падений. И если продержаться на ровном уровне год или больше, начинается увеличение ощущения взлета. Но приходить он может через полное изменение жизни. Если практикующийся продержится полгода, он начинает вырабатывать привычку.

Надо быть особо внимательным к выполнению дыхательных упражнений в хатха-йоге. Здесь следует быть более внимательным и применять больше здравого смысла, чем где-либо еще в йоге. Нейтрализовать негативные последствия можно сокращая напряжение, заменяя упражнение, увеличивая отдых, создавая комфортные условия жизни, питаясь питательной и целительной пищей, применяя снадобья, делая очистительные процедуры, занимаясь сексом только в соответствии с йогой секса. Изучи трактаты по йоге, обдумай их, общайся с практиками йоги, поживи среди них, найди компетентного учителя, расспроси его, всячески служи ему и получи посвящение от него. Применяя здравый смысл, прислушивайся к ощущениям, соблюдай предписания и тогда избежишь всех возможных негативных тенденций своей кармы. Неразумный же, невнимательный и глуповатый ученик может получить повреждение, даже если ест похлебку, не говоря уже о более сложных вещах.

Адья спросил:

– Расскажи мне об асанах, какие они бывают, как они называются, как из выполнять и при каких болезнях они помогают?

Часть вторая

Повествование о хатха-йоге

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Адья спросил:

– Расскажи мне, что такое слово «хатха» и как его следует понимать?

Подруга ответила:

– ХА – это папа, ТХА – это мама. ХА – это мама, ТХА – это папа. ХАТХА – их союз, их ребенок.

ХА – это Солнце, ТХА – это Луна. ХА – это Луна, ТХА – это Солнце. ХАТХА означает затмение.

ХА означает день, ТХА означает ночь. ХА означает ночь, ТХА означает день. ХАТХА означает расцвет и закат.

ХА – это вдох, ТХА – это выдох. ХА – это выдох, ТХА – это вдох. ХАТХА означает, когда нет ни вдоха, ни выдоха, когда вдох поглощает выдох и выдох поглощает вдох.

ХА – это гласные, ТХА – это согласные. ХА – это согласные, ТХА – это гласные. ХАТХА означает мантру.

ХА – это правое, ТХА – это левое. ХА – это левое, ТХА – это правое. ХАТХА означает серединное.

ХА – это белое, ТХА – это красное. ХА – это красное, ТХА – это белое. ХАТХА означает небесно-голубое.

ХА – это значит осознавать, ТХА – это значит действовать. ХА значит действовать, ТХА значит осознавать. ХАТХА означает достигать высшего результата.

ХА – это напряжение, ТХА – это расслабление. ХА – это расслабление, ТХА – это напряжение. ХАТХА – это путь жизни.

ХА значит заставлять себя, ТХА значит позволять себе. ХА значит позволять себе, ТХА значит заставлять себя. ХАТХА – это достигать высшего результата в жизни.

Адья спросил:

– Как это следует понимать?

Подруга ответила:

– В этой йоге ты можешь выполнять упражнения, как методом ХА, так и методом ТХА. Ты можешь практиковать все упражнения в йоге материнским методом (методом мудрости, методом энергии, методом ощущения), либо отцовским методом самопреодоления (методом сознания, методом решительности). В трактатах сказано, что подобно тому, как для рождения ребенка нужны мама и папа, так и для постижения йоги нужно практиковать упражнения и методом энергии (материнским методом), и методом сознания (отцовским методом).

Она сказала:

– Поэтому слово «ХАТХА» может быть объяснено как союз мыслей и чувства, как союз мамы и папы, как союз сознания и энергии, как союз левого и правого, как союз гласных и согласных, как союз ночи и дня, как союз вдоха и выдоха, как союз убывания и пребывания, как союз действия и бездействия, как союз аскетизма и наслаждения, как то, что находится между крайностями. Откажись от крайностей и ты воплотишь хатха-йогу. Это великий путь отказа от страданий и неведения.

Адья спросил:

– Что значит практиковать упражнения женским методом энергии? И что значит практиковать упражнения мужским методом сознания?

Она ответила:

– Когда ты выполняешь упражнения продолжительно и без особых усилий, когда ты отдаешься ощущениям, когда ты позволяешь энергии проснуться в тебе и правильным образом согнуть тело в положении хатха-йоги – это называется материнский метод энергии, метод мудрости, метод ощущения. Не особо заботься о правильности выполнения упражнения. Приблизительно прими позу и ожидай, когда энергия сама изогнет твое тело правильным образом. Энергия, как заботливая мать, выведет тебя к достижению совершенства. Доверься энергии тела, как своей маме. Это метод энергии, мудрости, ощущения – женский метод.

Она сказала:

– Теперь же выслушай о мужском методе сознания при выполнении упражнений хатха-йоги. Выполняй упражнения ограниченное время. Пусть это будет время даже одного вдоха. Напрягай все свое тело, свою волю, применяй максимум усилий, внутренним взором увидь себя уже совершеннейшим йогом. Переходи из позы в позу, как Шива в танце. Все это называется методом сознания, отцовским методом, методом решимости и усилия, побеждающим инертность и бессилия тела.

Адья спросил:

– Как следует овладевать ранее неизвестными позами и как практиковать уже известные позы?

Подруга ответила:

– Мудрые говорят, что лучше всего начать изучать позы методом энергии. Как заботливая мать вскармливает новорожденного ребенка, так и метод энергии позволяет утвердиться в упражнениях начинающему йогу. Пусть это будет, хотя бы, одно упражнение в день. Затем же подобно тому, как ребенок вскормленный грудью матери начинает играть с папой, подобно этому и начинающему йогу следует уже выучить упражнения йоги отцовским принципом сознания.

Она сказала:

– При каждодневной практике выбери 5-7 упражнений и делай каждое из них в течении 20-30 вдохов выдохов методом энергии. Либо сделай в течение того же самого времени максимальное число поз, переходящих из одной в другую, методом сознания.

Она сказала:

– Если же йог уже искусен в выполнении упражнений, он может ежедневно выполнять группу упражнений. Сперва методом энергии (продолжительно), а потом все те же упражнения методом сознания (короткое время, с применением усилия). Этот славный йог может также использовать два этих метода одновременно. То есть, начать выполнять упражнения методом энергии, отдавшись ощущениям, а завершить методом сознания, заставляя себя. Либо наоборот – начать выполнять методом сознания, принуждая себя, а заканчивать методом энергии, позволяя себе насладиться ощущением при выполнении.

В дальнейшем же этот славный йог определяет для себя, какие упражнения делать материнским методом энергии, а какие отцовским методом сознания. А какие упражнения двумя этими методами. Но только лишь союзом этих двух методов йог достигает конечного результата в хатха-йоге.

О, Адья, хорошо осознай мои слова, и ты избежишь многих препятствий на пути хатха-йоги и достигнешь высшего счастья.

Адья сказал:

– Ты поведала мне о двух методах выполнения хатха-йоги. Расскажи мне о негативных сторонах каждого из методов?

Она ответила:

– Человек, практикующий эту йогу только лишь методом энергии, склонен скатываться в инертность и пассивность. Если же он практикует только лишь методом сознания, он скатывается в фанатизм, то есть в излишнюю активность и навязывание своих взглядов другим. Лишь между двумя этими методами проходит узкая тропинка достижения высшего результата в йоге. Поэтому, мудрые говорят: отбрось крайности – и ты достигнешь успеха, уравновесь материнский принцип отцовским методом – и родишься как бессмертный совершенный хатха-йог. Еще раз и еще раз подумай об этом, Адья. Откажись от крайностей, в них нет результата.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Перед началом практики сядь прямо, успокой свой разум и пожелай счастья всем живым существам во Вселенной. Затем, подумай о всех учителях йоги и попроси у них защиты и помощи в овладении йогой. Подумай о запредельном Абсолюте. После чего приступай к практике.

Она сказала:

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза для живота

1. Вот поза для живота. Ляг на землю, со вдохом забрось руки за голову. Затем с выдохом наклонись к ногам и захвати лодыжки ног своих ладонями рук. Следи, чтобы ноги в коленях были прямыми. Так отдайся энергии внутри тебя текущей. Потом дотронешься лбом коленей. Делая эту позу, устранишь все болезни внизу живота. Будет радость тебе.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза кобры – уджангасана

2. Вот поза кобрыуджангасана. О славный ученик, положи свое тело на пол, на живот. Помести ладони рук своих под плечи. Подними вверх глаза, затем постепенно поднимай голову, прогибай шею, затем прогибай спину, помогая себе руками прогнуться сильнее. Так оставайся отдавшись ей (энергии). Затем, делай все в обратном порядке, чтобы выйти из позы. Ясную ярость приносит эта асана в разум. Как у кобры, готовой к нападению. Этим упражнением излечишь глаза и верхнюю часть позвоночника. Ясность сознания получишь, делая эту асану. Пробудишь силы, дремлющие в крестце.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза – символ йогина, отказавшегося от заблуждения

3. Сядь на согнутые ноги. Выпрями спину, шею, голову. Захвати запястье одной руки ладонью другой за спиной. С выдохом же наклонись вперед и коснись головой земли. Эта поза – символ йогина, отказавшегося от заблуждения. Подобно воздуху, выдыхаемому при наклоне, йогин выдыхает из себя все беспокойства и привязанности разума к иллюзорным вещам. Прочнейшая нить майи разрывается этим упражнением. Йогин перестает быть легкой игрушкой в руках иллюзии. И если сила майи преодолевается, какую же сеть майи еще необходимо преодолевать?! Рвется сеть ассоциаций, держащих йогина в плену неведения. Как рыба, вырывающаяся из невода, йогин становится свободным. Ты можешь делать эту позу, сидя в позе лотоса. Если посторонние пустые желания беспокоят тебя, практикуй эту позу с усердием.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

4. В свободном от мешающих предметов месте встань на обе ноги. Вдохни живительный воздух полной грудью, забрось при этом руки вверх. С выдохом наклонись вниз и захвати лодыжки ног. Ноги в коленях пусть будут прямыми. Так оставайся долго. Этим излечишь многие болезни мозга, этим отрешишься от многого, этим проникнешь во внутреннее. Верхняя часть туловища излечивается от всех болезней.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза лука

5. Сейчас я расскажу тебе о позе лука. Положи свое тело на живот, согни ноги в коленях, захвати ладонями лодыжки ног и так оставайся некоторое время. Дождись, пока пробудится энергия этой позы. Затем, о прекрасный ученик, начни разгибать ноги в коленях и прогибаться в спине. Так ты примешь позу лука. Оставайся в ней столько, сколько позволит тебе твое тело. Эта непревзойденная поза по разжиганию пупочного огня. Слабый жизненный огонь лечится этой позой. Плечи и суставы рук излечиваются этой позой. Много негативной кармы пережигается ею, как в топке.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза кошки

6. Встань на оба колена и обе руки. Затем прогнись так, чтобы голова, руки, грудь были на земле. Как кошка, которая пролезает под забором или потягивается. Оставайся в этой позе долго, чтобы энергия с верхней части таза стекла к голове. Следи, чтобы позвоночник был изящно согнут вниз. Расстройство живота и легких помогает устранить эта поза. Станешь выносливым, разовьешь разум.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза скрутки

7. Сядь на ноги, согнутые в коленях. Выпрями спину, шею, голову. Затем перебрось левую ступню за правое колено. Затем поверни спину, шею голову влево, помогая руками повернуться налево, как можно больше. Находись в этой позе долго. Этим устранишь многие болезни позвоночника. Этой позой можешь поменять течение лунной энергии на солнечную. Или солнечной энергии на лунную. В таком же порядке вернись в исходное положение и сделай упражнение вправо. Делая эту асану поймешь двойственность мира, осознаешь единое за двойственным.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза плуга – халасана

8. Положи свое прямое тело на спину. Сделай вдох, с выдохом забрось свои прямые ноги за голову. Коснись ими земли за головой. Руки пусть свободно лежат на земле, либо помести их за голову. Эта поза известна, как поза плугахаласана. Она устраняет боли в пояснице, а также шее.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Гамукхасана – поза коровьей головы

9. Гамукхасана – поза коровьей головы. Сядь на пол на согнутые ноги в коленях. Перебрось одну ногу через другую, выпрями спину. Забрось одну руку, согнутую в локте, за спину. И другую руку, также согнутую в локте, забрось за спину. Затем, пусть ладони рук сомкнуться за спиной. Повторяй это упражнение в другую сторону. Этой позой переключаются каналы с лунного на солнечный и с солнечного на лунный. Она применяется для выполнения мудр и банкх.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Перевернутая поза – випаритакарани

10. Выслушай же описание перевернутой позы – випаритакарани. В прекрасном месте положи прямое тело на пол. Подними ноги вверх, поддерживая низ туловища руками. Так оставайся долго. Этим упражнением реку времени обратишь вспять. Будешь молодеть, все морщины расправятся. Этой асаной йоги меняют энергию и сознание местами. Бесчисленные блага даруются этой позой. Но не переусердствуй. Продолжительность увеличивай постепенно. Хорошо питайся и избегай дурных компаний. Йог, выполняющий эту позу, держит время в объятьях. Если же ноги отведешь дальше от головы, чтобы они держались на руках – будешь господином половой энергии. Только лишь тогда достигается брахмачарья, когда эта энергия под контролем. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Полукоролевская поза – артха сиршасана

11. Помести голову на пол, обхвати ее руками. Ноги при этом поставь на колени. Затем, выпрями ноги так, чтобы опираться на ступни ног, голову и на руки, обхватывающие голову, чтобы тело было согнуто в пояснице. Так оставайся и приобретешь острый разум, отличное зрение и знание тончайших энергий. По своему действию эта асана сравнивается со стойкой на голове, поэтому она называется полукоролевская поза – артха сиршасана.

Ученик мой, если ты будешь наделен властью, если будешь вести жизнь раджи, которая требует постоянной бдительности и которая требует сияния твоей личности, подобно сиянию Солнца, чтобы вызвать уважение приближенных и страх недругов, выполняй эту королевскую позу.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза раджи – сиршасана

12. Вот поза раджи – сиршасана. Пусть раджа в прекрасном месте поместит свое тело на голову, чтобы опираться только на голову и локти рук, а тело при этом было бы прямым. Если управляешь страной и испытываешь недостаток времени – практикуй хотя бы эту позу. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Сарвангасана – стойка на плечах

13. Сарвангасана – стойка на плечах. Ляг на землю на спину. Подними ноги и туловище вверх. Пусть они будут на прямой линии вертикально. Подбородок при этом пусть упирается в грудь. Руки можешь держать вдоль тела, можешь подпирать ими туловище, можешь свободно положить их на землю. Эта поза подобна сиршасане (стойке на голове). Если овладеешь этой асаной, будешь господином верхних центров своего тела. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Уштрасана – поза верблюда

14. Уштрасана – поза верблюда. Стань на колени, прогнись в спине назад и упрись ладонями рук в пятки ног. Эта поза позволяет побрести контроль над верхними дыхательными органами и дает выносливость.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза полуколеса

15. Положи свое прямое тело на землю. Пусть руки лежат вдоль тела. Согни ноги в коленях и поставь их на ступни. Захвати руками лодыжки ног и прогни туловище вверх. Эта поза полуколеса, она дает те же блага, что и поза колеса. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза кругачакраасана

16. Ляг на спину, согни ноги в коленях. Забрось руки за голову и поставь их на землю. Упирайся на ладони и ступни ног. Прогни свое тело вверх. Затем, пускай ступни и ладони идут на встречу друг другу – так получишь позу круга (чакраасану). Эта асана устраняет загрязнения в позвоночнике и увеличивает жизненные силы. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза отдыха героя

17. Сядь на землю между своих ступней, помогая руками, опусти свое туловище на землю. Забрось свои руки за голову и так оставайся. Эта поза устраняет болезни в суставах, а также плечах. Она известна как поза отдыха героя.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза палки

18. Поза палки. Положи свое прямое тело на прекрасную подстилку на живот. Расположи ладони рук под плечами. Подними свое прямое тело на прямых руках, как если бы тело было прямое как палка. Делай эту позу и ты мобилизуешь свое сознание. Если чувствуешь, что с трудом контролируешь себя, это позой не дашь гневу вырваться наружу. Эта поза дает ясность сознанию. Все болезни рук она лечит.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза собаки

19. Сделай все также, как в позе палки. А затем согнись в пояснице таким образом, чтобы ноги были прямыми. Руки, голову, туловище выровняй в одну линию. Это поза собаки. Делай ее и получишь чистоту каналов в руках, ногах и пояснице. Кровь вместе с праной омоет твои руки, туловище и голову. Этим обновишь кровь в ногах своих. Выносливость обретается этой позой. Ею уравновесишь баланс крови и энергии в организме.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Скрученная стойка на руках

20. Обопрись на ладони рук и пальцы ног. Согни руки в локтях и помести колени ног поверх локтей так, чтобы колени ног упирались в локти. Затем, сохраняя бдительность, оторвите пальцы ног от земли, опираясь только на ладони рук. Эта поза известна как скрученная стойка на руках. Она развивает мышцы живота.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза павлинамаюрасана

21. Стань на колени, наклонись вперед. Поставь руки на землю, чтобы ладони смотрели в сторону ног. Сведи оба локтя вместе и упрись ими в область пупка. При этом голова должна упираться в землю. Выпрями ноги, оторви голову от земли так, чтобы упор был на ладони и пальцы ног. Оставайся та, пока не потечет энергия. Затем, подайся вперед и оторви пальцы ног, чтобы туловище и ноги были параллельны земле, а все туловище держалось на ладонях. Эта поза называется поза павлинамаюрасана. Тот, кто практикует эту асану, имеет сильный пищеварительный огонь, который переваривает все яды. Эта поза устраняет все болезни живота.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Трехугольная поза

22. А теперь я изложу трехугольную позу. Стань прямо, раздвинь ноги на ширине плеч, спину, шею, голову держи на одной линии. Со вдохом подними руки и держи их параллельно земли, чтобы они составляли прямую линию. С выдохом же наклонись вправо и дотронься правой рукой левой или правой ступни. Пусть при этом взор твой будет обращен на левую руку. Руки старайся держать на прямой линии. Затем сделай то же упражнение в другую сторону. Эта асана позволит устранить боли в позвоночнике. Она также меняет солнечные и лунные токи. 

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза саранчи

23. Ляг на землю, на живот. Расположи ладони рук под бедрами или соедини ладони рук в области паха. Опирайся на руки и поднимай ноги как можно выше. Эта поза саранчи. Она дает силу в руках.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Поза дерева

24. Стань прямо на одну ногу. Другая нога, согнутая в колене, пусть упирается об нее. Подними руки над головой и сомкни ладони вместе. Эта поза дает устойчивость разуму и нечувствительность к внешним воздействиям. Эта прямая поза известна как поза дерева

Поза полета

25. Стань на одну ногу, наклонись вперед. Подними другую ногу в продолжении тела. Расправь руки в разные стороны, как лебедь расправляет крылья, садясь на воду. Сохраняй при этой равновесие. Эта поза дает ощущение пространства и контролирует положение тела в нем. Эта поза полета.

26. Сядь на землю с прямыми ногами. Согни колено и упри ступню согнутой ноги во внутреннюю часть бедра другой ноги. Наклонись вперед. Захвати ладонями прямую ногу.

Поза растянутого бока

27. Сядь на землю с прямыми ногами. Согни одну ногу в колене, другую ногу отведи в сторону. Наклони туловище в одну сторону так, чтобы один бок был растянут, а другой сжат. Можешь захватить ступню прямой ноги ладонью. Эта поза растянутого бока. Она дает гибкость и контроль над ребрами.

28. Сядь на землю с прямыми ногами. Расставь прямые ноги как можно шире. Наклонись вперед и захвати ладонями ног прямые ноги.

29. Сядь на землю с прямыми ногами. Упрись ладонями рук за спиной. Прогни свое тело вверх так, чтобы упирался на ладони рук и ступни. Пусть колени будут прямыми. Так оставайся долго.

30. Встань так, чтобы одна нога была согнута в колене, а другая прямая. Подними руки над головой и соедини ладони вместе.

Поза равновесия

31. Сядь на землю, затем приподними ровные ноги и захвати их руками. Так удерживай равновесие и оставайся долго. Эта поза равновесия.

Утканаасана

32. Стань прямо, соедини руки надо головой. Согни ноги в коленях так, чтобы туловище и руки были на одной прямой.

33. Стань прямо, сгибайся в пояснице так, чтобы ноги в коленях были прямыми, а вытянутые руки и туловище были параллельны земле. Оставайся в этой позе долго.

Поза двойного угла

34. Стань прямо, соедини руки за спиной. Сгибайся так, чтобы ноги в коленях и руки в локтях оставались прямыми. Поднимай локти как можно выше. Эта поза двойного угла.

Поза танцующего Шивы

35. Стань прямо на одной ноге. Другую ногу согни назад в колене и захвати ее ладонью руки. Другую руку подними вперед и вверх. Подними согнутую ногу как можно выше, помогая себе руками. Так оставайся долго. Это поза танцующего Шивы.

Поза брахмачарья асана

36. Сядь с выпрямленными ногами на землю, чтобы туловище, шея, голова были на одной прямой. Обопрись руками о землю и приподними свое тело, чтобы опирался только на ладони рук и пятки ног. Тот, кто выполняет эту позу, обретает многие положительные качества других поз. Поэтому, следует ее практиковать с усердием. Это поза брахмачарья асана.

Сейчас я изложу тебе прекрасные позы для медитации и осуществления многих йог.

Ваджрасана (поза алмаза)

37. В уединенном месте сядь на согнутые колени. Спина, шея, голова пусть будут на одной линии. Руки положи на колени. Взор устреми перед собой. Этим упражнением приобретается прочность алмаза, поэтому и асана называется поза алмаза.

Поза субхасана

38. Сидя на земле, помести левую или правую ступню соответственно на правое или левое бедро. Спину, шею, голову держи прямо. Это поза субхасана.

Поза лотоса – падмасана

39. Сидя на земле, помести левую ступню на правое бедро, а правую ступню на левое бедро. Либо помести правую ступню на левое бедро, а левую ступню на правое бедро таким образом, чтобы ноги были сплетены. Выпрями спину, шею, голову. Поза называется поза лотоса – падмасана. Это непревзойденная асана, идеальна для пранаямы и медитации.

Поза бхадрасана

40. Сядь на землю. Соедини ступни обеих ног и притяни их как можно ближе к туловищу. Это бхадрасана, дающая многие совершенства и управляющая сексуальной энергией.

Поза рыбы – матьясана

41. Сядь в позу лотоса на землю. Затем ляг на спину, помести ладони обеих рук под голову – это поза рыбы – матьясана. Тот, кто в совершенстве овладел этой асаной, чувствует себя как в воде. И может долго перебывать в этой позе.

Удиянабандха асана

42. Стань прямо, сделай глубокий выдох. Упрись ладонями в коленки полусогнутых ног. Втягивай стенки живота на выдохе как можно выше.

Поза – сон Кришны

43. Ляг на землю. Забрось согнутые ноги за голову так, чтобы голова казалась между ног. Эта поза именуется как сон Кришны. Практикуя ее, йогин может мгновенно заснуть. Сон в этой позе приносит многие блага.

Поза победителя

44. Ляг на спину, притяни ноги, согнутые в коленях. Пропусти руки между ног и захвати ступни ног ладонями рук. Можешь переместить ступни и ладони как можно дальше за голову и коснуться ими земли. Это одна из важнейших поз для обретения власти над сексуальной энергией. Тот, кто владеет этой позой, полностью контролирует апану. Сон в той позе совершают многие сиддхи. Когда чувствуешь расстройство внутри тела от переутомления – практикуй ее. Все болезни кишечника и внутренних органов излечиваются этой позой. Тот, кто практикует ее излечивает болезни и обретает ясность сознания. Йогин, выполняющий эту позу отключается от всех внешних воздействий. Это поза победителя.

Поза крокодила

45. Положи на живот свое прямое тело. Помести голову на ладони рук. Так пребывай в этой позе, позе крокодила. Она дает отдых телу и разуму.

Шавасана

46. Следует завершать выполнение упражнений в йоге драгоценной позой – шавасаной. Как никакая другая, эта поза дарует успех в йоге. Если знаете шавасану, вы знаете все позы. Не зная же ее, трудно достичь успеха в йоге. Поэтому, слушай, о достойный ученик!

Положи свое тело на пол. Распусти свои мышцы, свое лицо и так, подобно трупу, находись в этой позе долго. Старайся не дышать, тогда не останется даже мысли. Эта поза дает успокоение разума, восстанавливает энергию, перераспределяет ощущения. Как главный алмаз в короне, шавасана – самая важная асана среди других поз. Считай, что ты умер. Затем плавно возвращайся в жизнь. Начни с дыхания, потом осознания и лишь потом тела. Никогда резко не вскакивай. А если вскочил, сделай успокаивающие упражнения. Практикуй эту позу всегда, пренебрегать ею безумие.

Следующая глава >

Практикуя хатха-йогу многие забывают о цели йоги и превращают свои занятия в обыкновенную физкультуру. Между тем, есть три принципа, соблюдая которые можно сделать свои занятия наиболее эффективными и полезными. Причём эти принципы универсальны и работают как в отношении практики йоги, так и в жизни в целом.

Первый принцип – последовательность. Этот принцип говорит о том, что двигаться нужно всегда от простого к сложному, от того, что хорошо получается к тому, что получается с трудом. К сожалению, мало кто соблюдает этот простой принцип в начале своих занятий йогой. Думая, что добьются намного больше, если сразу начнут со сложного, но часто перегружают мышцы, или даже вредят своему организму. Применительно к хатха-йоге это означает, что сначала нужно научиться правильно стоять (например, в тадасане – позе горы или врикшасане – позе дерева) и правильно лежать (например, в шавасане – позе трупа или паванмуктасане – позе с прижатыми к груди коленями) и только потом переходить к освоению более продвинутых техник. Постепенный переход от простых техник к более сложным – это первый ключ к тому, чтобы практика асан была максимально эффективной и безопасной, оставаясь при этом практикой йоги и не превращаясь в физкультуру.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Второй принцип – систематичность. Этот принцип говорит о том, что практиковать йогу нужно регулярно и систематично. Для этого нужно заранее определить, в какие дни практиковать асаны (равно как и другие упражнения йоги – крии, мудры, бандхи, пранаямы и т.д.) и сколько времени уделять практике, стараясь выдерживать намеченный график и не отлынивать от занятий без серьёзных на то причин. Дело в том, что если упражнения йоги практикуются нерегулярно, с перерывами более чем в неделю, то польза от такой практики равна нулю. Да и вообще, показателем успешности практики в йоге считается желание заниматься регулярно. Поэтому регулярное выполнение заранее намеченного комплекса упражнений – это второй ключ к тому, чтобы практика йоги была максимально эффективной и безопасной. Например, в первый год можно заниматься через день-два, на второй-третий год желательно заниматься каждый день (как самостоятельно, так и с мастером, инструктором), на четвертый и более годы занятия обычно идут по 2 раза в день. Так же возможно индивидуальный режим занятий. А со временем занятия перейдут в режим, который может состоять из упражнений, не требующих коврика и выделения отдельного на это времени (их можно выполнять каждую минуту – в метро, в машине, на работе, в гостях, с ребенком на руках…).  

Третий принцип – умеренность. Этот принцип говорит о том, что в практике йоге необходимо стараться избегать крайностей и не стремиться во что бы то ни стало кому-то что-то доказать. Йога не предназначена для того, чтобы ставить рекорды или поражать окружающих своим умением закручивать своё тело в узел. Йога предназначена для самопознания, самосовершенствования, и результатом от занятий йогой должны стать умиротворение и радость. А этого можно достичь только соблюдая принцип умеренности – не насилуя свой организм ради достижения поставленных целей, но и не давая ему лениться, погружаясь в амёбоподобное состояние. Умение в нужный момент заставить себя что-то сделать и в нужный момент позволить себе расслабиться – это третий ключ к тому, чтобы практика йоги была максимально эффективной и безопасной.

Соблюдая эти три принципа – последовательность, систематичность и умеренность – можно не только практику йоги сделать эффективной, но и достичь каких-то целей в работе, творчестве, семейной жизни, не растеряв при этом ни капли спокойствия и радости.

Приятной вам практики!

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

(64) Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путем практики.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

(65) Совершенство вытекает из практики. Без практики как может это случиться ? Только чтением шастр никогда не достигнуть совершенства в йоге.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

(66) Ни ношение одеяния сиддхи, ни разговоры о практике (не приводят к совершенству). Только через применение практики человек становится сиддхой. Это истина без всяких сомнений.

Есть поговорка, что практика приводит к совершенству, и это именно то, о чем здесь говорится. Вы можете прочитать о таком количестве принципов, которое вы можете вместить в себя интеллектуально, но пока они не будут введены в практику, никогда не будет испытана их реальность и не будет проявлен их внутренний потенциал. Врач не станет врачом, пока он не сможет осуществить на практике все, что он узнал теоретически. Инженер не сможет сделать машину, только лишь читая инструкции о том, как сделать ее. Конечный продукт не может быть совершенным, пока вы не попытаетесь получить его много раз.

Регулярная практика любой техники йоги создает в теле и уме определенную структуру, и после многих лет практики совершенство достигается независимо от начальных условий. Кого-то могут отпугнуть занятия йогой, потому что он чувствует себя физически несоответствующим этому. Не имеет значения, является тело старым или молодым, больным или слабым — все пригодны для выполнения практики хатха-йоги и для достижения самореализации. Если человек имеет внутреннее желание пережить истину существования, то он преуспеет независимо от своего первоначального физического состояния.

Там, где истина существует, нет места для иллюзий и обмана. Человек не может стать йогом, всего лишь приняв соответствующий внешний вид; невозможно также обмануть кого-то другого и заставить его поверить в это; отсутствие внутренней силы и понимания сделает явным любой обман. Человек может обманывать самого себя, внешне изображая йога или аскета, но атму обмануть невозможно, и не может также одежда дать человеку силу и знания. Этого можно достигнуть только тренировкой тела и очищением грубого сознания.

Шлока 67. Асана, пранаяма и т.Д. Должны практиковаться до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Асаны, различные виды кумбхаки и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге.

Эта глава, посвященная асанам, завершается еще одним напоминанием о цели практикования хатха-йоги. Как уже говорилось в самом начале, практика хатха-йоги необходима единственно для достижения раджа-йоги. Хатха-йога — это базис для раджа-йоги. Тот факт, что хатха-йога должна практиковаться до достижения раджа-йоги, говорит о том, что эти две йоги внутренне связаны между собой. Это на самом деле одна йога; хатха является динамичным и подготовительным аспектом йоги, а раджа является ее пассивной и кульминационной стадией.

Хатха-йога и раджа-йога, однако, превратились в две различные системы. Раджа-йога утверждает, что сначала идет яма/нияма, а затем асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха-йога начинает с асаны, пранаямы и шаткармы и не делает упора на какие-либо моральные дисциплины. Она требует только, чтобы образ жизни был наиболее благоприятным для практики и совершенствования садханы. В ней нет каких-либо моральных законов, вызывающих напряжение в уме.

Хатха-йога ведет к раджа-йоге, когда практикующий начинает выполнять яму и нияму и продолжает садхану асан и все остальное. Таким образом, хатха-йога предшествует раджа-йоге. Пока человек не достигнет реализации в раджа-йоге, он не достигнет совершенства и в хатха-йоге. Совершенство и реализация через хатха-йогу означают самадхи, то есть совершенство в раджа-, дхьяна-, лайя- и самадхи-йогах.

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Одним из заслуживающих доверия источников по хатха-йоге, наряду с «Йога сутрами» Патанджали, является труд выдающегося йогина Сватмарамы, написанный ориентировочно в пятнадцатом веке нашей эры, который носит название «Хатха-йога Прадипика».

Часто данное санскритское словосочетание переводится как «Прояснение хатха-йоги», однако действительное значение термина «прадипика» — «то, что освещает» или «самоосвещающийся».

«Хатха-йога Прадипика» является настольной книгой практически любого современного практика йоги, который стремиться постичь истинный смысл и глубинную цель великой дисциплины – Йоги.

В тексте освещён ряд вопросов, касающихся физических, ментальных и духовных сложностей, с которыми сталкивается и простой человек, не практикующий дисциплину йоги, и, в особенности, последователь йогического пути обретения осознанности и просветления.

Особенность «Хатха-йога Прадипики» по отношению к текстам буддизма, джайнизма и раджа-йоги Патанджали является отсутствие первостепенной важности ямы и ниямы (свода нравственных установок и самоограничений). В данном труде акцент выставлен в первую очередь на очищении при помощи шаткармы, после чего начинается практика асан и пранаямы.

«Хатха-йога Прадипика» доносит до читателя мысль о том, что напрямую управлять поведением своего ума, т.е. выполнять весь свод ямы и ниямы – это задача, которая требует неимоверных усилий и для большинства современных людей является невыполнимой задачей.

Гораздо проще, безопаснее и эффективнее начинать с самоконтроля и ограничений, касающихся физического тела.

В наше время часто случается так, что человек, который не может высидеть в падмасане даже пятнадцати минут, стремиться напрямую применить техники работы с умом. Крайним результатом таких рьяных усилий может быть расщепление ума, когда одна его часть пытается получить контроль над другой. Но на самом деле не существует никаких двух умов! Созданный такой практикой шаблон враждебности по отношению к самому себе может реализоваться в виде различного рода телесных и психических недугов.

Сватмарама, обладая огромным опытом личной практики и понимая это, в «Хатха-йога Прадипике» показал несколько иной путь к достижению состояния йоги – самадхи, который оказался очень «рабочим» для большинства современных последователей йоги.

Если подход раджа-йоги заключается в управлении умом с последующим управлением праны (жизненной силы), то хатха-йога даёт технологическую возможность научиться управлять потоком жизненной силы, что естественным образом приводит к получению навыка контроля собственного ума, так как прана и ум – это нераздельная пара, которая не может существовать изолированно друг от друга.

Дисциплина тела – дисциплина чувств – дисциплина ума – осознание света собственной души – осознание тождественности собственной души и Абсолюта – такова цепь этапов, по которым проходит практик йоги, опирающийся на знание, изложенное в «Хатха-йога Прадипике»

Наиболее распространёнными вариантами данного классического йоговского трактата являются книги «Хатха-йога Прадипика» с комментариями ведущих наставников Бихарской школы йоги (Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати) в переводе на русский язык А. Липатова и М. Свечникова

Техники Хатха йоги: практика для достижения совершенства

Купить «Хатха-йога Прадипику»

Структура текста «Хатха-йога Прадипика»

Данные варианты перевода «Хатха-йога Прадипики» состоят из 4-х глав.

1. Первая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Асана» и состоит из 67 шлок, которые рассказывают о:

— цели, препятствиях и факторах, помогающих на пути йоги
— практике разнообразных асан, служащих средством очищения, укрепления и оздоровления физического тела, а также инструментом пробуждения энергии Кундалини
— митахаре (йогической диете) и др.

2. Вторая глава «Хатха-йога Прадипики»

носит название «Шаткарма и пранаяма» и содержит 78 шлок, описывающих:

— техники шаткармы и пранаямы как средство очищения нади (каналов тонкого тела)
— взаимосвязь ума и праны
— признаках прогресса и совершенства в хатха-йоге и др.

3. Третья глава «Хатха-йога Прадипики»

под названием «Мудра и бандха» содержит 130 шлок, в которых повествует о:

— Кундалини, чакрах, каналах тонкого тела
— технике и эффектах практики мудр и бандх
— важности контроля семени и др.

4. Четвёртая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Самадхи», которую составляют 114 шлок, рассказывающих о:

— достижении состоянии самадхи, которое вызывает активизацию ряда эффектов (исчезновение дуального восприятия, устранение кармических реакций и т.д.)
— важности практики мудр, в особенности шамбхави и кхечари мудры
— состоянии йога-нидры
— важности практики раджа-йоги, без которой хатха-йога является бесплодной
— возникновение в результате практики внутреннего звука (нада), которое поглощает ум и способствует достижению безмолвия и др.

Скачать «Хатха-йога Прадипику»

Видео по «Хатха-йога Прадипике»

Оценка 4.8 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here